Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Права человека и Карабаш

Суббота, 09 Сентябрь, 05:09, don-beaver.livejournal.com


Данные спутника НАСА, которые указывали на колоссальные выбросы SO2 в Карабаше, были учтены в решении Совета при Президенте Российской Федерации:

"Однако, косвенные данные говорят об иных масштабах выбросов. В частности, в 2016 г. опубликована статья, посвященную глобальному анализу источников эмиссии оксида серы на основе методов дистанционного зондирования. В докладе представлен список из 500 источников диоксида серы по всему миру, включающий 297 электростанций, 53 металлургических комбината, 65 предприятий нефтегазовой промышленности и 76 вулканов. Согласно данным космического мониторинга, объем выбросов ЗАО «Карабашмедь» только по оксиду серы в 2014 г. составлял 300 тыс. тонн (с учетом погрешности данного метода – не менее 150 тыс. тонн)".

Ну и, конечно, здравомыслящих людей сразу удивило отсутствие измерений и постоянного контроля за состоянием воздуха в таком "курортном" месте, как Карабаш. С января 2018 ситуация должна измениться. Кстати, спутник тоже показывает, что с 2015 выбросы SO2 в Карабаше стали сокращаться. Они всё ещё раз в 10 больше официальных данных, но уже не в 20-30. Помог космический "глаз" карабашцам!

http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/4138/

РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 18-го выездного (104-го) заседания в Челябинской области
26-28 июня 2017 года

4.1.1. Перспективы минимизации негативного влияния ЗАО «Карабашмедь» (АО «Русская медная компания») на водные объекты и атмосферный воздух. Проблемы утилизации накопленного экологического ущерба.

Одной из самых экологически неблагополучных территорий Челябинской области традиционно считается район г. Карабаш. Город и его окрестности относятся к старейшим уральским горнорудным районам, начало промышленного освоения которого состоялось в первой половине XVIII века.

4.1.1.1. Информационная справка.

Город Карабаш расположен в восточных предгорьях Южного Урала, в Саймановской долине на водоразделе р. Аткус и р. Сак-Элга, впадающих в р. Миасс. Карабаш расположен в долине, протянувшейся с юго-запада на северо-восток. Ориентировка горных гряд с высотами до 600 м и преобладание западных ветров создает сложную картину распределения промышленных выбросов в атмосферу и приводит к их оседанию на городской и прилегающей территории. Высота основной трубы комбината ЗАО «Карабашмедь» примерно на 100 м ниже восточной гряды, которая, являясь орографическим барьером, способствует возникновению в долине инверсионных (смоговых) ситуаций. При неблагоприятных метеорологических условиях и образовании температурных инверсий существенная часть выбросов оседает в пределах межгорной долины.
До 1957 г. комбинат работал без хвостохранилищ и все отходы сбрасывались в пойму р. Сак-Элга. Впоследствии, для складирования отходов производства был сформирован комплекс гидротехнических сооружений (хвостохранилища №№ 1, 2 «Старогоднее» (расположены на территории комбината), хвостохранилище № 3 (южное продолжение двух первых) и № 4 «Новое» (организовано в межгорной впадине на южной окраине города).

В 1989 г. горно-обогатительное производство было ликвидировано, но результаты деятельности, проводимой с грубыми нарушениями принципов рационального природопользования, остались в виде нарушенных земель: в пойме образовалась «залежь» техногенных грунтов «хвостов» на площади 110-115 га (в частности, пиритных отвалов площадью 15 га), которые являются основным источником загрязнения реки продуктами сульфидных отложений: сульфатов, серной кислоты, железа, меди, цинка и т.д.
Суммарные выбросы загрязняющих веществ от медеплавильного комбината в Карабаше за все время работы, по некоторым оценкам, достигли гигантских размеров и составили до 14.5 млн т.

В 1996 г. проведено комплексное исследование, результаты которого нашли свое отражение в материалах оценки степени экологического неблагополучия окружающей среды и состояния здоровья населения. В документе отмечалось загрязнение территории вокруг предприятия мышьяком, ртутью, медью, цинком, свинцом, кадмием и другими элементами. Исследование выявило, в частности, значительное число детей с повышенным содержанием металлов в волосах (свинец, мышьяк, кадмий), а также детей с содержанием кадмия в крови выше среднего физиологического уровня.

Согласно разделу 7 заключения государственной экологической экспертизы, территория г. Карабаша Челябинской области по показателям состояния здоровья населения, степени загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, изменению геологической среды, деградации наземных экосистем согласно ст.59 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Критериям оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайно экологической ситуации и зон экологического бедствия» должна быть отнесена к зоне экологического бедствия.

Согласно материалам исследования, проведенного в 2011 г., распределение тяжелых металлов и мышьяка в воздухе, поверхностных водах, почве и донных отложениях в г. Карабаше не показывает заметного улучшения ситуации. Так, более 60% территории г. Карабаша загрязнено ртутью. Объемы загрязнения почв и водных объектов колоссальны: концентрация ртути в почве превышает ПДК в 2 раза, концентрация мышьяка превышает ПДК в 279 раз, меди - в 368 раз, свинца - в 300 раз. В водных объектах концентрация меди превышает ПДК в 600 раз, марганца - в 270 раз.
Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Российской академии наук несколько лет проводил исследования на территории г. Карабаш. Оценка содержания ртути в выбросах ЗАО «Карабашмедь», сделанная с учетом содержаний ртути в медном концентрате и существующей системы газоочистки, показала, что в процессе производства черновой меди в атмосферу с учетом сделанных допущений могло выбрасываться более 400 кг ртути. Наряду с другими тяжелыми металлами (медь, свинец, цинк, мышьяк, кадмий), ртуть относится к основным загрязнителям, содержащимся в выбросах комбината, что делает необходимым включение ртути в перечень веществ, постоянно контролируемых в выбросах.

Таким образом, в результате промышленной деятельности в г. Карабаше накоплен огромный экологический ущерб.

4.1.1.2. Воздействие медеплавильного комбината ЗАО «Карабашмедь» на окружающую среду.

Согласно данным, представленным АО «Русская медная компания», в период с 2004 по 2016 гг. собственник по собственной инициативе и за счет собственных средств провел масштабную технологическую модернизацию предприятия в целях минимизации экологического ущерба. В частности, введена система газоочистки, построена установка для улавливания сернистого газа, введена в эксплуатацию печь «Ausmelt» (взамен устаревших шахтных печей), введена в эксплуатацию обогатительная фабрика по переработке образующихся шлаков металлургического производства; окончено строительство сернокислотного цеха для утилизации отходящих газов, ликвидированы сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Также сообщается, что на данный момент выполняются пуско-наладочные работы отделения очистки промышленных стоков, строительно-монтажные работы новых конверторов с газоплотными напыльниками, ведутся проектные работы по замене газоочистной системы.

Предполагается, что выполнение данных мероприятий должно снизить выбросы на более чем 1500 т в год.

В соответствии с соглашением, заключенным между Минприроды России, Росприроднадзором, Правительством Челябинской области и ЗАО «Карабашмедь», предприятие взяло на себя обязательства по рекультивации заброшенного хвостохранилища.

По данным АО «Русская медная компания» (далее – РМК), произведенная в период с 2004 по 2016 гг. технологическая модернизация позволила значительно снизить выбросы (более чем в 20 раз). По данным Минприроды России, валовый выброс загрязняющих веществ от стационарных источников выброса предприятия в 2014 г. составил – 16,7 тыс. т, в 2015 г. –10,3 тыс. т.

Однако, косвенные данные говорят об иных масштабах выбросов. В частности, в 2016 г. опубликована статья, посвященную глобальному анализу источников эмиссии оксида серы на основе методов дистанционного зондирования. В докладе представлен список из 500 источников диоксида серы по всему миру, включающий 297 электростанций, 53 металлургических комбината, 65 предприятий нефтегазовой промышленности и 76 вулканов. Согласно данным космического мониторинга, объем выбросов ЗАО «Карабашмедь» только по оксиду серы в 2014 г. составлял 300 тыс. тонн (с учетом погрешности данного метода – не менее 150 тыс. тонн).

На встрече членов Совета с жителями г. Карабаша в рамках выездного заседания Совета большинство выступающих отмечало уменьшение выбросов, однако, часть жителей настаивала на том, что ситуация не изменилась и по-прежнему происходят выбросы, превышающие ПДК. Руководство предприятия настаивало на том, что в последние годы никаких превышений ПДК зафиксировано не было.

К сожалению, официальные доклады не позволяют сделать однозначного вывода, поскольку в г. Карабаше отсутствуют стационарные посты по контролю за качеством атмосферного воздуха.

На официальном сайте Росгидромета по Челябинской области размещены доклады только за 2006 и 2007 гг. В докладе за 2007 г. утверждается, что уровень загрязнения воздуха соответствовал высокому уровню загрязнения, а основной вклад вносили свинец, формальдегид, фторид водорода, оксид углерода и взвешенные вещества. При этом, в среднем за весь период наблюдений, был превышен допустимый уровень концентрации: свинца - в 2,5 раза, формальдегида - в 2,7 раза, фторида водорода - в 1,4 раза. Максимальные из средних за сутки концентраций тяжелых металлов, превысивших допустимые нормативы, составили: свинца - 61,7 ПДКсс, меди – 3,6 ПДКсс, кадмия – 1,1 ПДКсс.

Согласно материалам данного доклада, в Карабаше в 2007 г. отсутствовал стационарный пост по контролю за качеством атмосферного воздуха, а мониторинг проводился с помощью передвижной автолаборатории на трех маршрутных постах на взвешенные вещества, диоксид серы, оксиды азота, формальдегид, фторид водорода, железо, свинец, медь, цинк, кадмий, бензопирен.

Данные Комплексного доклада о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2015 г. противоречивы: с одной стороны, в докладе утверждается, что в 2015 г в г. Карабаше были зафиксированы превышения ПДК: «В 2015 году из 15 городов области, где проводились лабораторные исследования атмосферного воздуха, превышения ПДК зафиксированы в 6 городах: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Карабаш, Сатка, Коркино». При этом в докладе говорится о том, что независимого мониторинга не проводилось, а результаты наблюдений предоставлялись ЗАО «Карабшмедь» и замеры не выявили превышений: «В 2015 году в городе Карабаше наблюдения за качеством атмосферного воздуха осуществлялись в рамках производственного контроля предприятия ЗАО «Карабашмедь». Замеры производились ежедневно (ежечасно в периоды НМУ) по пыли и сернистому ангидриду, и один раз в неделю по меди, цинку, свинцу, мышьяку, диоксиду азота, кадмию. Проведенные замеры не выявили превышение гигиенических нормативов».
По данным, представленным Росгидрометом, в г. Карабаш отсутствуют стационарные посты государственной наблюдательной сети. В 2013-2014 гг. проводились «эпизодические наблюдения». По мнению Росгидромета, «оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха г. Карабаш по результатам эпизодических наблюдений невозможна». Согласно письму Росгидромета, планы по созданию в г. Карабаш стационарных постов государственной наблюдательной сети отсутствуют.

С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, касающиеся внедрения наилучших доступных технологий. Так, в ст. 4.2. данного федерального закона определены категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия. В силу значительного негативного воздействия на окружающую среду предприятия черной, цветной металлургии, химии и нефтехимии, теплоэнергетики и др. отнесены к I категории.

С 1 января 2018 г. предполагается вступление в силу требования для объектов I категории, согласно которому стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

К сожалению, существует опасность того, что сроки вступления в силу данного требования будут отложены на неопределенное время. Вместе с тем, ситуация, сложившаяся в Челябинской области, в частности в г. Карабаше, говорит о недопустимости промедления в данном вопросе. Более того, необходимо не только передавать указанные показатели в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, но и сделать их общедоступными в режиме онлайн, что позволит не только снизить уровень социальной напряженности, но и использовать указанные данные для общественного контроля.



4.1.1.4. Накопленный экологический ущерб.

Как сказано выше, город Карабаш относится к территориям с огромным накопленным экологическим ущербом. Согласно официальным данным Роспотребнадзора, в г. Карабаше зарегистрирована самая высокая доля почв селитебных территорий с превышением гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям в 2015 г. (63,89 %). Более того, согласно данным указанного доклада Карабаш – один из немногих городов Челябинской области, в котором этот показатель возрастал в течение трех лет (2013-2015 гг.).

Кроме того, согласно докладу Роспотребнадзора, в городе Карабаше в 2016 г. было зафиксировано превышение гигиенических нормативов:
- в питьевой воде: по фтору (в 18,75 % проб), по марганцу (в 14,58 % проб), по алюминию (в 16,67 % проб);
- в почве: по меди (в 75 % проб), по никелю (в 50% проб), по свинцу (100 % проб), по цинку (в 50 % проб).

В 2015 г. город входил в список городов с наиболее высоким уровнем общей смертности, а в 2014 г. в г. Карабаше был зарегистрирован самый высокий уровень общей смертности в Челябинской области. В 2014 г. в г. Карабаше был зарегистрирован наиболее высокий уровень младенческой смертности в области. Вместе с тем, в 2015 году было отмечено улучшение ситуации.

Несмотря на некоторое снижение в последние годы выбросов, экологическая ситуация в регионе остается кране сложной и создана она более чем столетней деятельностью медеплавильного комбината, в результате которой были созданы предпосылки для развития активных деградационных процессов, в том числе, эрозии почв и исчезновения растительного покрова.



В связи с вышеизложенным, с целью восстановления нарушенных прав граждан Совет рекомендует:
Минприроды России:

1. Провести комплексную оценку степени экологического неблагополучия окружающей среды, состояния здоровья и воздействия деятельности медеплавильного комбината ЗАО «Карабашмедь» на население Карабашского городского округа Челябинской области, в частности, провести полную углубленную диспансеризацию населения г. Карабаш, включая исследование содержания тяжелых металлов в организме (волосяной покров, кровь). Программу диспансеризации целесообразно составлять с привлечением ведущих отечественных специалистов в области загрязнения окружающей среды и его воздействия на здоровье человека.

2. По итогам комплексной оценки рассмотреть вопрос о разработке специальной ФЦП, направленной на реабилитацию окружающей среды в Карабашском городском округе и, при необходимости, на переселение жителей из загрязненных зон.
Минприроды России, Росприроднадзору:

1. Включить ртуть в перечень контролируемых факторов в г. Карабаше для целей промышленного контроля, контроля Росприроднадзора и Роспотребнадзора.

2. Внести уточнения в методологию контроля/надзора для предприятий непреднамеренно добывающих ртутит (с породой) или в отходах, в которых концентрируется ртуть.
Роспотребнадзору:

1. Организовать в г. Карабаше независимый контроль за соблюдением нормативов загрязнения атмосферного воздуха в местах проживания граждан для оценки уровня негативного воздействия физических и химических факторов на условия проживания населения.

2. Провести проверку соблюдения предприятием ЗАО «Карабашмедь» требований законодательства Российской Федерации по установлению санитарно-защитной зоны (с учетом введенных в эксплуатацию (в работу) отдельных производственных объектов (цехов), прошедших реконструкцию).
Росгидромету:
Установить постоянное наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, разместив в г. Карабаше передвижную лабораторию и, впоследствии, стационарные посты наблюдения.
Правительству Челябинской области:
Реализовать мероприятия, обеспечивающие исключение влияние загрязненной территории Карабашского городского округа на качество Аргазинского и Шершневского водохранилищ, проработать возможность альтернативного источника питьевой воды для г. Челябинск.
Управлению Росприроднадзора по Челябинской области:
Провести проверку соблюдения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, посредством проведения измерений (замеров) выбросов в местах:
а) непосредственного расположения точек выбросов на предприятии ЗАО «Карабашмедь»;
б) по границе новой расчетной санитарно-защитной зоны ЗАО «Карабашмедь» для замера концентрации загрязняющих веществ;
в) по границе нормативной (до реконструкции) санитарно-защитной зоны в местах проживания граждан (г. Карабаш), для замера концентраций загрязняющих веществ».
Управлению Росприроднадзора по Челябинской области совместно с Правительством Челябинской области и ЗАО «Карабашмедь»:
Обеспечить открытость экологической информации, в т.ч., путем размещения в сети интернет в режиме онлайн данных автоматических измерений и учета, которые проводятся предприятием, а также тех, функционирование которых на источниках загрязнения ЗАО «Карабашмедь» обязательно с 1 января 2018 г.
ЗАО «Карабашмедь»:

1. До полного завершения реконструкции и обоснования новых размеров санитарно-защитной зоны на основании новых технических характеристик объектов, воздержаться от практических действий по уменьшению санитарно-защитной зоны…
2. Обеспечить доступность информации производственного контроля и информации датчиков, установленных в зоне влияния предприятия.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)