перепост: первая российская экзопланета

Thursday, 10 August, 14:08, moisav.livejournal.com
A Jupiter-mass planet around the K0 giant HD 208897
M. Yılmaz, B. Sato, I. Bikmaev, S. O. Selam, H. Izumiura, V. Keskin, E. Kambe, S. S. Melnikov, A. Galeev, İ. Özavcı, E. N. Irtuganov, R. Ya. Zhuchkov
A&A, Forthcoming article
Cite as: arXiv:1708.01895 [astro-ph.SR]
Рад за своих давних друзей и знакомых: Ильфана Бикмаева, Алмаза Галеева и Рому Жучкова. А также  Аскара Ибрагимова (tsukasa), в свое время отдавшего много сил и времени системе управления Российско-Турецкого телескопа.

В общем-то потихоньку у нас в стране начинает оформляться это направление атсрофизики, не только в теории, но и в наблюдениях. Слышал инсайд, что один из кандидатов во внесолнечные планеты из нашей прошлогодней статьи тоже подвержден, но пока еще не публиковался.

Оригинал взят у za_neptunie в На российско-турецком телескопе РТТ150 открыли свою первую экзопланету

Российско-турецкий телескоп РТТ150 (на вершине холма)

Сегодня в Архив.орг появилось сразу три интересные публикации об экзопланетах.

Одна из публикаций рассказывает об первом открытии экзопланеты с помощью российско-турецкого 1.5-метрового телескопа РТТ150 в турецкой обсерватории TUG (TUBITAK National Observatory). В 2007 году группа астрономов из России (Казанский университет, Академия наук Татарстана и Пулковская обсерватория), Турции и Японии отобрали около 50 гигантов спектральных классов G и К с яркостью около 6.5 звездных величин и со склонением больше -20 градусов для поиска экзопланет с помощью метода лучевых скоростей на телескопе РТТ150. Новый обзор стал дополнением к японской программе, осуществляемой в обсерватории ОАО (Okayama Astrophysical Observatory).

В результате измерения лучевой скорости на 1.5-метрвом телескопе РТТ150 показали, что у 13 звезд наблюдаются сильные колебания лучевой скорости с полуамплитудой между 20 и 500 м/c. Данные звезды начали наблюдаться с целью подтверждения обнаруженных периодических сигналов на 1.88-метровом телескопе в обсерватории ОАО с 2012 года. Первой удалось подтвердить планету в системе HD 208897 (расстояние 35 парсек от Земли с V=6.5). Период обращения планеты составил 353 суток, минимальная масса около 1.4 масс Юпитера, а орбита близка к круговой.

Звезда HD 208897 (спектральный тип К0) в цифровом обзоре неба (DSS)

Погрешность измерений лучевой скорости на телескопе РТТ150 составила от 7 до 35 м/c (было выполнено 73 измерения в период между июнем 2009 года и январем 2017 года). Погрешность измерений лучевой скорости в ОАО заключена между 2 и 9 м/c (было выполнено 34 измерения в 2014-2017 годах).

Во второй работе идет речь о продолжающемся поиске экзопланет в системе ближайшей одиночной звезды солнечного типаТау Кита. Среди авторов публикации встречаются такие известные ученые, как Микко Туоми и Гильем Англада-Эскуде (первооткрыватели Проксима b), а также родоначальники Калифорнийской экзопланетной группы (Паул Батлер и Стивен Вогт). Авторы нынешней публикации продолжают изучать возможность наличия экзопланет в системе звезды.

В декабре 2012 года М. Туоми с теми же соавторами (кроме Г. Англада-Эскуде) объявил о возможном наличии в системе Тау Кита пяти планет:

Открытие было сделано на основе анализа 4398 единичных замеров лучевой скорости на спектрографе HARPS, охватывающие период в 2142 дня (измерения брались в 202 разных дней), 978 замеров на спектрографе UCLES (установлен на телескопе ААТ), охватывающих период 4923 дня, и 567 замеров на спектрографе HIRES (установлен на телескопе Кек-I), охватывающих период в 3446 дней.

В новой работе авторы занимаются моделированием шума в данных с большей тщательностью, и находят корреляцию между амплитудой шума и длиной волны. В результате они обнаруживают четыре вероятных планеты в системе:

Сравнение с первой работой показывает, что две самых внутренних планеты значительно изменили свои периоды обращения (при похожей минимальной массе), третья планета не подтвердилась, а для самых внешних планет осталось почти всё также (кроме уменьшения массы самой внешней планеты). Анализ данных показывает, что инструментальная погрешность измерений спектрографа HARPS составляет 0.2 м/c, что и позволило обнаружить сигналы планет с амплитудой до 0.3 м/c. Отмечается, что сигнал самой внутренней планеты независимо наблюдается даже в данных спектрографа HIRES. Орбиты двух внешних планет лежат вблизи внутреннего и внешнего края зоны обитаемости.

Новый анализ базируется на большем количестве данных по сравнению с работой 2012 года. Так число общедоступных измерений спектрографа HARPS по сравнению с первой работой выросло с 4398 до более 9000 (они выполнены между июнем 2003 и сентябрем 2013 года). Отмечается, что обнаруженные планеты находятся среди самых легких, которые были обнаружены с помощью метода лучевых скоростей:

Третья сегодняшняя работа повествует об астрометрических измерениях уникальной системы TRAPPIST-1 с помощью камеры CAPSCam (установлена на 2.5-метровом телескопе du Pont в обсерватории Лас Кампанас). В период с 2011 по 2016 годы для TRAPPIST-1 было получено 15 измерений положения звезды в ходе программы по поиску массивных планет у ста близких ультрахолодных карликов. Анализ позволил определить, что звезда находится немного дальше, чем считалось ранее: 12.56 ± 0.12 парсек. В 2006 году тригонометрическое расстояние оценивалось в 12.1±0.4 парсек, а в 2016 году 12.49±0.2 парсек (на основе 11 измерений камеры CAPSCam в 2011-2013 годах). Также анализ астрометрических измерений позволил исключить наличие крупных планет в системе с массой больше 4.6 масс Юпитера и периодом обращения около одного земного года, а также с массой больше 1.6 масс Юпитера и периодом обращения около 5 земных лет:

Синие линии на графике выше означают пределы для массивных планет, полученные с помощью метода лучевых скоростей на инфракрасном спектрографе (точность измерений около 380 м/c). Красная линия – это предел из астрометрических измерений. Зеленые точки обозначают обнаруженные планеты системы с помощью транзитного метода. Черные точки – это все известные планеты из Экзопланетного архива NASA на 25 мая 2017 года.