Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Сфинкс Тутанхамона, или Как потерять шедевр

Wednesday, 23 August, 20:08, victorsolkin.livejournal.com
Интереснейшая история о том, как можно позабыть самый настоящий шедевр. Магди Шакир, директор научного отдела Центра учета египетских древностей, рассказал в газете «Аль-Ахрам» о том, какая удивительная судьбы была уготована великолепному сфинксу с чертами лица Тутанхамона, который был найден в XIX столетии в Карнакском храме бога Амона.

Первая фотография этого сфинкса была сделана в 1858 году, в то время он стоял на пути процессий в Карнаке, если конкретнее, в юго-восточной стороне от «Ахмену» - зала празднеств Тутмоса III. Фотография была нечеткая, её автором был француз Франсуа Жозеф. Другая фотография этого же памятника, сделанная этим же человеком между 1906 и 1912 годами, была найдена в архивах немецкого археологического института, однако памятник, изображенный на ней, находился теперь уже в другом месте. Следующее упоминание этого сфинкса появилось в докторской диссертации Ангнес Каброль в Лилльском университете в 1995 году - его фото было обнаружено в архивах Музея естественной истории Франции. Стало ясно, что сфинкс, изображенный на ранних фото идентичен всеми забытому памятнику, находящемуся в небольшом саду у Управления водными ресурсами Александрии, национализированного в свое время президентом Гамалем Абдель Насером.






Магди Шакир рассказал, что если первое фото сфинкса было сделано на месте его находки, в Карнаке, то следующее – уже в Александрии. Именно порт Александрии в период правления Саида Паши стал главным рынком древностей, которые сбывались в европейские страны. Представители музеев, университетов, а также консулы различных стран собирали древности в различных концах страны и перевозили их в александрийский порт с тем, чтобы морем вывезти за границу. Среди этих памятников были и произведения скульптуры из Карнакского храма, в том числе, и сфинкс из белого известняка. Если памятники не находили своих покупателей, их оставляли в порту, и местные власти потом забирали их оттуда для украшения городов Дельты. Так случилось и со сфинксом, созданным в эпоху Тутанхамона, который в итоге был забыт в саду в Александрии.



От себя добавлю, что судя по всему, у памятника была непростая история - на плинте сфинкса нет посвятительных надписей. Его лицо бесспорно указывает на то, что создали его в последние годы правления Тутанхамона. Либо он не был завершен, либо его пытались узурпировать во время правления Хоремхеба - одного из премников Тутанхамона - при котором десятки статуй юного царя "поменяли имена". Старые надписи могли удалить, а нанести новые - не успели. Сфинкс, кстати, редчайший - царь изображен в "шути" - короне бога Аморна, владыки Карнака, культ которого переживал свой новый расцвет при Тутанхамоне. Нечасто в истории искусства "теряют" и находят шедевр такого уровня.



Огромное спасибо за перевод материалов с арабского Наталье Лебедевой.

(с) Виктор Солкин
(с) фото, отдельные элементы этой истории - "Аль-Ахрам"
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)