Погода располагает к историям. И к тому еще, чтобы рядом было что-то горячее ))
Поэтому небольшая история будет про мой любимый чайник, который сейчас почти постоянно живет на письменном столе. Кадр телефонный, уж простите, и он здесь получился более зеленым. На самом деле - в нем интереснейший перелив зеленых и бледно-бирюзовых полос и едва заметный терракотовый орнамент с лиловыми пятнами; такое ощущение, что его поставили в толщу речных вод и на его поверхности нет ни одного фрагмента, похожего на другой. На крышечке вновь орнамент - тусклые терракотовые и лиловые треугольники и пятна.
Этот, естественно, египетский чайник - почти неизвестная в России традиция так называемой "файюмской керамики". Глазурь этих вещей всегда зелено-бирюзовая, речная, болотная, как будто навеянная цветами находящегося рядом гигантского озера Карун, в древности - великого Меридова озера, на берегу которого стояли храмы священного крокодила Себека.
"Файюмские" вещи - весомые, очень прочные, неровные, великолепно сохраняют тепло чая и его вкус. В 1980-х, когда традиция местных гончаров почти совсем умерла, в деревеньку Тунис попала швейцарская исследовательница керамики Эвелин Поррет, которая, в итоге, переехала на берега озера и открыла несколько школ для молодежи, которая хотела бы продолжать мастерство нескольких стариков-гончаров. Отдельная школа была открыта для местных вдов, которые хотели бы обрести ремесло и средство к существованию. Одна из них, Фатима Азза - автор моего чайника.
Темными холодными вечерами он напоминает мне о соленом ветерке над водой Каруна, криках птиц, шелесте прибрежного тростника, бесконечных финиковых рощах Файюма и огне, обжигающем глину.
Комментарии (0)