Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Кавай

Sunday, 20 August, 06:08, ivanov-petrov.livejournal.com
Может быть, можно отыскать чувства, которые не были распространены прежде, появились недавно. Разумеется, тут надо - чтобы об этом рассуждалось - так подумать, чтобы это было возможно, если кто-то переведет разговор на первичные чувства, элементарные - ничего не будет. Отсюда ясно, каких ошибок не стоит делать - биологизировать, пускаться в физиологию кавая недушеполезно. Играть надо как-то иначе. Причем в социальные чувства тоже игра скучная - перевод разговора просто в тему "мода, вам внушили" уничтожает всякий смысл (говорящий подразумевает, что готов вот сейчас внушить любое чувство...).

Сам кавай, как когда-то моно-но аваре, может быть переведен - с потерями, однорукое и безногое чувство с выбитыми зубами, облезлое и несчастное, может быть сказано по-русски, но его стоит пожалеть и оставить так. Так вот, речь даже не о кавае, а о том, можно ли собрать коллекцию - некоторое количество "новых чувств", которые коренятся в какой-то культуре, в одной, в другой, но обладают транзитивностью - не входя в культуру, можно их приобрести, они возникают не только у проникшегося и проникшего в местную культуру, но расходятся по свету. Так "кокоро" и "кавай" не остались внутри японской культуры - тогда бы мы о них и не знали, только специалисты могли бы об этом говорить, а эти чувства распространились, однако они остаются непереведенными, то есть не тождественными привычному обозначению того, что есть в другой культуре. Можно вспомнить, иногда говорили об особенных минорных чувствах, очень характерных для русской культуры ("печаль-тоска-кручина"), но тут конечно долгий разговор - наверняка многие не поверят, что это такие уже специаифеские чувства, вспомнят сплин - и мы тут не разберемся.

Почему-то подумал о чувствах внешних и внутренних. Там трудно пройти из-за известной хиазмы - то, что видно в мире чувств, перевернуто. Гнев, о котором говорят, что он вырастает изнутри, на деле есть внешнее чувство, как внешнее нападение хищника, это некий когтистый и зубастый тигр, который рвет душу когтями и зубами - нападает - таков гнев. Поэтому "напал гнев". Есть и другие чувства, внутренние, которые медленно выступают изнутри, проявляются из неопределенности и распускаются, распространяются вокруг. Кажется, внешние чувства в "обычном" разговоре, забывающем о хиазме и непривыкшем наблюдать душевные явления, обычно воспринимаются как радиально-линейные, это такие выбросы - о гневе, скажем, давая образное описание, скажут, что это такой внутренний взрыв, все разлетается. Это ровно обратное впечатление к тому, что происходит. а внутренние чувства сферичны в образном восприятии, это замкнутые объемы, захватывающие душевную жизнь.

Интересно, какие распространяются? В самом деле какого-то одного класса (типа), или разные? В XIX веке людили думать, что таким новым чувством является "амок", он явно не внутренний, но действительно ли было такое общее чувство, или все же это была лишь литературная приговорка для обозначения бешенства и безумия? Из новых чувств можно вспомнить еще симпатию и сродство с насильником, обозначенное как "стокгольмский синдром", но и тут - разумеется, такой ли он новый, и к какой группе относится. А моно-но аваре и кавай - внутренние, но не очень ясно, каков более полный список.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)