Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Американский тип университета

Saturday, 06 May, 07:05, ivanov-petrov.livejournal.com
Почти до середины ХХ в. наука была немецкой, по доминированию идей и организационных форм. Американское образование было во многом "британским" по принципам устройства. После окончания доминирования немецкой науки (вместе с падением Германии) произошла интересная вещь - американские университеты приняли немецкий тип организации университета. С падением противника заимствуются удачные черты его устройства.

В 1963 г. Кларк Керр (президент ун-та Беркли) опубликовал книгу "Цели университета", где выдвинул идею университета нового типа. До того - немецкий университет, английский колледж, французский Эколь нормаль, то есть университет, выпускающий ученых; "клуб", выпускающий колониальных служащих и государственный институт, выпускающий инженеров. В 50-60-е был создан новый тип университета, американский, где в основу был положен немецкий тип (интеллектуализм, опора на страсть к знаниям у студентов, активность обучающихся, глубокое преподавание, которое ведут крупные ученые-исследователи). Этот немецкий тип был в Америке совмещен с "американской фишкой" - бизнесом (деятельность Ванневара Буша). Предполагалось, что университет способен производить важное в практическом отношении знание, что работники университета могут приносить прибыль, и в контакте с местными властями и бизнесменами создают наукоемкие предприятия. То есть немецкий университет жил господдержкой, его финансировало государство, и он производил ученых, которые имели персональные научные планы и занимались "чем хотели". А американский университет был очень сложным (в экономическом смысле) образованием, где эти персональные желания организовывались так, чтобы они были встроены в местные и государственные направления развития.

Эти идеи были уточнены Робертом Вольфом в книге "Идеал университета" (Массачусетский) - выделены четыре типа университета. 1) Храм учености - некая пародия на немецкий тип, ученый отрешен от забот, оплачивается государством и занимается тем, что ему интересно. 2) Профессиональное высшее училище - подразумевается Эколь нормаль. 3) центр производства госслужащих (колледж в его основной функции; но, как всегда, есть детали). Ну и четвертый - американский мультиверситет.

После студенческих волнений 60-х и университетских реформ на Западе - процесс, который очень похож на то, что было в СССР в 50-е и следующие годы. Можно вспоминать статистику растущих выпусков по годам, можно - по городам: в 1972 г. открылись университета в Сыктывкаре, Йошкар-Оле, Ижевске, Грозном и Чебоксарах. Университеты в СССР делались обычно из местных пединститутов, и потом не все смогли приобрести славное имя. И в 70-х началось падение престижа высшего образования. Запас престижа, накопленный дореволюционными университетами, закончился, а масса высокообразованных из переименованных педвузов росла. Параллельно - понятный процесс: при росте числа студентов - нехватка преподавателей, старение преподавательских кадров, рост нагрузок, новое падение качества.

Взрывной рост числа студентов - в совсем разных странах. Причины и оформление были разные, сам эффект очень похожий - рост числа студентов и некоторое падение качества образования. В США рост численности был связан с возросшей популярностью гуманитарных профессий. В результате произошел отток из технических вузов в университеты, к началу 80-х в университетах США учились 90% студентов: университет победил на рынке образования. Причем шла дифференциация, большая доля студентов обучалась в крупнейших университетах. В целом рост численности в университетском образовании не прекращался очень долго, в СССР он начался в 50-е и продолжался до конца 70-х, затем пошел спад (небольшой; но прекратился рост), а в США сильный рост был еще в 90-х, да и потом были длительные периоды роста численности.

После этой реформы американских университетов прежние, довоенные еще типы европейских университетов изменились. Трудно готовить колониальных офицеров, когда нет колоний. В 70-80-е годы наметилась специализация университетов по регионам Европы - во Франции традиционно сильным было образование физико-математическое, медицинское, философское, экономическое, юридическое. В Англии произошла сильная дифференциация университетов, самым общим образом можно сказать, что английское университетское образование было гуманитарным, от социологии до искусствоведения. В Германии частично остались университеты старого типа, но появились новые, не-немецкого типа, специализированные учреждения "модных новых" профессий. Это можно метафорически назвать "колониальной наукой" в Европе - такого типа вузы легко возникали в странах Азии, куда импортировалась европейская наука, а теперь такие же по типу заведения появились в Германии, в попытках приспособиться к совсем иному окружению знаний и цивилизации. Эти заведения по названию были университетами, но не было кафедр и лекций, это были кружки-семинары, образующиеся вокруг того или иного преподавателя. Для понимания отличий от классического немецкого университета - там не было не только приват-доцентов, не было и ассистентов. Просто ряд комнат, ряд проектов с именитыми лидерами - и студенты при них ("делай как я"). В некотором смысле эта "новоколониальная" система распространилась и в других странах Европы, хорошо заметна в Англии. Связано с сильнейшим изменением специализаций в науке и на производстве, структура кафедр и институций отстает от нужд науки переднего края и наукоемкихз производств. Поэтому образуются "классические" старые университеты и "новые", пытающиеся поспеть с помощью тех или иных ухищрений. На это деление накладываются миграции, и выделяются три яруса современных университетов: 1) международные; 2) национальные; 3) региональные (местные).

Это уже история довольно недавняя, 80-х годов. Конечно, есть множество вариантов финансирования, специализации, курсов, типов дипломов и пр. Такой сверхкраткий обзор может помочь представить "западное" высшее образование в самых общих чертах - потому что история университета XIX века довольно известна, современное состояние считается известным, а вот что менялось в ХХ веке - известно почему-то намного меньше. Сейчас деление на "немецкий университет с учеными, английский колледж для джентльменов и Эколь нормаль для инженеров" уже, скорее, в прошлом, типы уже иные. Растущие на базе этого американского университета, заимствованного у немцев в 60-е, и с разными колониальными присадками, подновляющими этот тип и приспосабливающими его к конкретной ситуации - локальной, экономической, культурной и пр.
Разумеется, при таком общем рассмотрении множеству деталей просто не находится места. Интересно, есть ли какие-то очень общие тенденции, которые следовало бы вписать в картину общего развития американских университетов, и не включенные сюда? Понятно, что многое отстраняется по тем или иным причинам. Скажем, виртуальное образование - пока распространенная, но не очень важная черта. Различие типов университетов по массе параметров - региональности, финансированию - примерно понятно, но не включается в общий тип американских университетов. Есть ли еще какие-то важные тенденции, достаточно общие?
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)