Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Три цвета общества

Wednesday, 19 April, 04:04, ivanov-petrov.livejournal.com
Интернаты для сирот и общество, изменяющее себя для возвращения детей

Картина социального мира вокруг проблемы адаптации сирот с проектом изменений (по взглядам А. Гезалова)

Начнем с той картины мнений, которую можно обозначить именем А. Гезалова (saha_gezalov), известного эксперта по проблемам сиротства с собственным видением развития социальных институтов вокруг проблем адаптации сирот.

Картину мнений составим постепенно. Сначала выстроим схему, где показана реальность, то, что - согласно этой картине - существует сейчас. Вот как выглядят основные фигуры, действующие в этой картине, и их конфликты. В детских домах находятся сироты. Туда приезжают волонтеры (из коммерческих компаний), эти волонтеры, с точки зрения данной картины, привозят ненужные подарки, которые на деле не помогают сиротам. Деятельность детдома определяется прежде всего государством (законы, назначение сотрудников детдома). У госслужащих нет мотивации специально развивать и адаптировать сирот. Сироты не имеют мотивации для саморазвития, привыкают быть иждивенцами и получать подарки.

Выходя из детдома во взрослую жизнь, сироты проигрывают в конкуренции домашним детям, не умеют собраться, установить нормальные социальные отношения, договориться со значимыми лицами в обществе (начальниками), в результате претерпевают социальную деградацию и опускаются на социальное дно (алкоголизм, наркотики и пр.). Поэтому на рисунке линия от интерната к работе прерывистая: этот переход часто не осуществляется, немногие сироты оказываются способны выжить в современном обществе и добиться успеха. Сироты теряют работу и жилье, уходят в криминальную среду и пополняют те слои населения, которые приносят в общество брошенных детей. Так выглядит с точки зрения первой картины мнений описание имеющейся ситуации вокруг детдомов и детей-сирот.

1
Рис. 1. Картина социального мира вокруг проблемы адаптации сирот (по взглядам А. Гезалова) (пояснения в тексте)

Следующая картина мнений будет сложнее. Это тоже мир А. Гезалова, но тут добавлен его проект: пунктирными линиями обозначены реалии, которые надо создать, чтобы изменить ситуацию. Разобраться в сплетении линий и фигур можно, если заметить, что это та же самая схема порождения обществом сирот, с несколькими добавленными элементами. По внешнему краю прежней схемы изображено несколько ограниченных пунктиром (они еще не существуют в реальности) элементов. Это те общественные институты, которые, по мнению А. Гезалова, следует создать для изменения ситуации с сиротами.

В игру вступают новые силы: НКО. Это негосударственные организации, от которых ожидается, что они работают профессионально, лучше, чем профессионалы на государственной службе. Эти НКО должны обеспечивать умную благотворительность, деньги спонсоров должны тратиться на программы саморазвития сирот и подготовку их к взрослой жизни. Детские дома в этой картине рассматриваются как структуры, откуда нет хорошего выхода, само устройство этого социального института не позволяет вырастить нормального ребенка, так что единственный правильный путь для сирот – помещение их в семью. Разумеется, лучше всего – усыновление, когда ребенок становится в некой семье своим и он больше не сирота, он «нормальный» и «домашний», конкурентоспособный и умеющий выживать в социальном мире, что «автоматически» достигается при социализации в семье.

Поскольку усыновляют не всех, нужно внедрять (и уже внедряется) новый метод (заимствован с Запада в 90-е годы): фостерная семья (=приемная). Это семья, которую контролирует государство, помогает с воспитанием детей. Специальный штат профессионалов («умные» НКО) должен консультировать такие семьи, государство должно помогать им финансово и льготами, за это государство спрашивает с них отчетность и ситуация в семье становится прозрачной для контроля. В этой картине мира говорится, что если провести предлагаемые реформы, сироты смогут адаптироваться в обществе и стать нормальными работающими гражданами.

Пока (с точки зрения этой картины мира) сделано крайне недостаточно: надо упростить юридическую процедуру усыновления, создать Агентства по усыновлению, откуда сироты сразу бы попадали к временным приемным родителям, а советующие и надзирающие команды профессионалов переводили бы этих сирот из семьи в семью, добиваясь максимальной помощи ребенку, способствуя развитию ребенка. Для этого все родители должны посещать Школы приемных родителей, где их научат командному управлению, что позволит справиться с теми проблемами, которые создает в психике детей сиротство. Каждый сирота должен быть обеспечен наставником, специалистом по долговременному сопровождению, который значительную часть жизни будет следовать вместе с сиротой, помогая его адаптации, советуя, как справиться с проблемами. Этот специалист должен выучиваться по специальной государственной программе (нужен институт подготовки таких профессионалов) и получать от государства оплату.


2
Рис. 2. Картина социального мира вокруг проблемы адаптации сирот с проектом изменений (по взглядам А. Гезалова)

Характерная черта «мира Гезалова»: расстановка Рая и Ада, того, что в рамках данной картины считается благоприятным местом в обществе, а что – ужасным Инферно. В мире Гезалова ситуация парадоксальная и непростая. Рай – это детский дом, там о ребенке заботятся и дарят всякие подарки за то, что он сирота, ему не надо ни за что отвечать, там существует жесткая иерархическая система отношений, и когда человек встраивается в эту систему, все его проблемы решены. В детском доме, внутри жесткой иерархии отношений и при полном материальном обеспечении ребенку тепло, это Рай. Ад – это современное общество, с его бездушием, конкуренцией, играми на выбывание. Ребенок потому неадаптирован, что из Рая он в 18 лет выбрасывается в Ад реальной жизни. И социальная адаптация в этой картине мира – это вовсе не благозвучные заклинания, а суровая подготовка к выживанию в аду.

Ребенок теряет товарищей и место в иерархии, он навсегда остается один и больше ничего не получает даром, взрослый мир – место, где идет игра на выживание, больше ничего не гарантировано, и вот в таком мире должен выживать привыкший к райской жизни сирота. Поэтому наставники должны учить выживанию в суровой жизни, а социальная адаптация – это умение договориться, умение выживать. У адаптированного сироты появляется шанс добиться успеха, стать одним из успешных одиночек адского мира современного общества. В случае неуспеха сироты (как и прочие люди) падают на дно общества – в криминал и наркоманию. Наставники и профессионалы-консультанты выступают как проводники из Рая в Ад: учат выживанию в Аду. Отчего современное общество является адом – этого в связи с проблемой сиротства не говорят, в самых общих чертах – это не «социальное общество», не общество взаимопомощи, это жесткая конкурентная среда, каждый сам за себя. В современном обществе разлагаются связывающие людей чувства – так устроено это общество, и людям надо уметь выживать в этом социуме.

Это – взгляд детдомовца, и хотя в нем описывается реальность (как устроен мир), многое в этой картине мира определяется именно особенным взглядом из детдома. Поэтому внутри детдома – теплое, родное и безопасное место. Оно опасно именно своей безопасностью: там не учат выживать в одиночку, отвечать за себя, дисциплинированно и неустанно бороться за жизнь каждый день и каждый час, преодолевая неудобства, скучную работу и злых начальников. Такая картина мнений складывается при просмотре блогосферы вокруг круга авторов, связанных с А. Гезаловым.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)