АДАМ в Бурятии, или рассказ о спектроскопии квазаров.

Tuesday, 21 March, 20:03, moisav.livejournal.com
Если кратко, то я сейчас оказался  в Саянской обсерватории, потому, что в следующем году (наконец-то!) планируется запуск космической обсерватории Спектр-Рентген-Гамма (СРГ или "Спектр-РГ"). Космический аппарат будет нести два телескопа: российский APT-XC и немецкий eROSITA. За семь лет он должен неоднократно просканировать небесную сферы в диапазоне энергий от 0.5 до 30 эВ. Причем наибольший ажиотаж идет вокруг eROSITA (диапазон помягче, разрешение - выше), так как в результате будет построена карта рентгеновского неба с беспрецедентным сочетанием углового разрешения и чувствительности. Говорят о том, что будут видны ВСЕ скопления галактик, МИЛЛИОНЫ новых квазаров, аккрецирующих звезд и прочей прелести.

Разумеется, рентгеновские измерения должны быть дополнены оптическими наблюдениями, прежде всего, измерениями красных смещений - расстояний до скоплений и квазаров. Проект совместный, поэтому небо было решено поделить пополам границей, проходящей через оба полюса Галактики и ее ядро. После долгих и тяжелых обсуждений пришли к тому, что немецкая стороны получает ту часть Галактики, где 2/3 видны в южном полушарии Земли, а Россия, соответственно - северную часть. Германия при этом может использовать для оптической поддержки всю мощь Европейской южной обсерватории с телескопами в Чили. Российская же сторона может пользоваться открытыми данными Слоановского цифрового обзора неба и рядом других подобных проектов. А также серьезный повод развивать собственные наблюдательные базы в северном полушарии.

Но собственные отечественные силы по спектроскопии тусклых объектов довольно скромны. Здесь нужен телескоп диаметром больше метра, оснащенный современным прозрачным спектрографом. И если таких телескопов больше десятка, то со вторым условием туго. Даже получить спектр галактики даже 19-20 зв.величины (что не запредельно слабо по современным меркам) можно было, до недавнего времени, лишь у нас в САО РАН на 6-м телескопе с приборами SCORPIO и SCORPIO-2, да на полутораметровом российско-турецком РТ150, оснащенном старым, но прошедшим апргейт датским спектрографом TFOSC.

Этого, безусловно, очень мало, особенно с учетом того, что время на 6-м телескопе делится очень плотно между всеми астрономами страны (и не только). Поэтому, после ряда обсуждений наша лаборатория взялась за изготовление спектрографа низкого и среднего разрешения АДАМ, незамысловато названного по фамилиям участников проекта: Афанасьев-Додонов-Амирханян-Моисеев. У каждого была своя специализация, но глава проекта и основной разработчик - профессор Виктор Леонидович Афанасьев, который кроме серьезных астрофизических результатов имеет еще и колоссальный опыт создания астрономической спектральной аппаратуры.

Заказчиками были ИКИ РАН/Роскосмос, планировавшие оснастить новым прибором 1.6-м телескоп АЗТ-33ИК в Саянах. О телескопе я писал еще в прошлый приезд в обсерваторию. Строился он под совместным патронажем Роскосмоса, РАН и Минобороны. Кроме наблюдений за околоземным пространством имелась возможность заниматься и астрофизикой, в частности, коллеги из ИКИ успешно изучали на нем оптические послесвечения гамма-всплесков.

Условия для нас, не привыкших к работе на внешнего заказчика, были жесткие. Через год от момента подписания контракта мы должны были предоставить комплект аппаратуры. Да еще и работающий при внешней температуре -40 (это вам не Кавказ, а Бурятия!). И мы это сделали. Приемка прибора в ИКИ РАН летом 2015 года:

У каждого в руках "своя" буква, раскрашенная моей старшей дочкой :)

Сочетание хорошо оптимизированной оптической схемы с современными просветляющими и отражающими покрытиями (в Питере наносили), довольно дорогого и качественного ПЗС-приемника и фазовых голографических решеток позволило добиться реально серьёзного успеха - квантовой эффективности в 50%. Невероятно много, для тех, кто понимает. А для себя мы отработали технологию, в который спектрограф - это такой черный ящик, который надо просто подключить к Интернету :)

Подробности схемы для интересующихся описаны в статье: PDF на русском и в arXiv .

В сентябре 2015 г. мы все вместе поехали в Саянскую обсерваторию, что рядом с поселком Мондыв Бурятии, где, вместе с замечательными коллегами из ИЗСФ СО РАН и ИКИ РАН установили прибор на телескопе и провели первые наблюдения. С погодой более-менее везло. Под занавес, всего за час экспозиции получили спектр квазара 21 зв. величины на красном смещении 6.3. Объект был уже известен по статье в Nature, так что это была лишь проба сил и напутствие коллегам из ИКИ: "это возможно, если вы сможете отыскать на небе кандидаты для спектроскопии".

И коллеги не подкачали, об открытом ими, не без помощи АДАМа рентгеновском квазаре на краю Вселенной писали многие новостные сайты.

Работа идет, АДАМу есть чем заняться и до запуска обсерватории СРГ. А сейчас я приехал в Монды чтобы внести ряд усовершенствований в программы управления прибором, благо имеется уже опыт работы более года, да и самому понаблюдать.

Приятно было убедиться, что прибор на месте, на телескопе:

Я на днях рассказывал о стоящем по соседству телескопе АЗТ-33ВМ, где вся приемная аппаратура спрятана внутри. Здесь же, на АЗТ-33ИК фокус вынесен наружу и целое столпотворение: камера для быстрой фотометрии, ИК-камера, а теперь еще и АДАМ, с ним картинки тоже можно снимать, кстати. Черные толстые шланги подают хладагент к фотоприемнику.

Проверка аппаратуры со снятой крышкой (да, прохладно, весной пока не очень пахнет в Сибири, на высоте 2 км):

Меня уже спрашивают, а что же за интерес наблюдать на полутораметровом телескопе, когда живу и работаю рядом с шестиметровиком БТА. Но все зависит от целей. Вот, скажем, поиск облаков ионизованного газа за пределами галактических дисков - задача, которой сейчас занимаюсь и о которой надо отдельно рассказать. По числу собранных фотонов в единицу времени у АЗТ-33ИК явный проигрыш, площадь зеркала меньше в (6/1.6)^2~14 раз. Но на АЗТ я могу работать с более широкой щелью - 3''., вместо 1'' на БТА, пожертвовать спектральным масштабом (еще двойка) да и пространственным - с пикселем в 2 раза более грубым (0.8" заместо 0.4"). Вот и компенсация в 12 раз, эффект давно известным наблюдателям протяженных (не звездообразных) небесных объектов. Так что почти те же радости за то же самое время экспозиции!

Ну и напоследок - еще разик телескоп в ожидании наблюдений: