Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Размышления об аннексии Крыма три года спустя

Воскресенье, 19 Март, 11:03, d-kishkinev.livejournal.com


Три года прошло, страсти несколько поутихли. Понимаю, что могу вызвать shit storm, но попытаюсь изложить свои аргументы в виде аля Платоновского "Диалога" - спора с наиболее популярными тезисами вокруг событий 18-го марта 2014 г.

"Крым всегда был наш"

Обычно подразумевается, что Крым всегда (долго) был с преимущественно русским или русскоязычным населением и что он всегда (долго) принадлежал России (what ever it means). Краткая история Крыма хорошо описана в статье Зубова здесь.

В древности и средневековье Крымским полуостровом владели многие государства, на его земле сменялись многие народы. России тогда еще не было, а русы и славяне появлялись в Крыму в очень небольших количествах. В XI в. на Тамани (ныне Кубань) существовало Тмутараканское княжество, которым правили Рюриковичи. Оно, видимо, владело какой-то частью восточного Крыма и находилось в вассальной зависимости от Константинополя. Москвы тогда не было и в помине, а Киев был «матерью городов русских», именно там был верховный престол Рюриковичей. Потом Крымом владела Византия, монголы, Золотая Орда. Южное побережье Константинополь передал во второй половине XIII в. генуэзцам, ими был создано Готское капитанство. Летом 1475 г. Крым покорила Османская империя. В степной части полуострова и в Приазовье османы сохранили вассальное Крымское ханство, южное побережье включили непосредственно в свои владения. Население Крыма тогда было очень пестрым - там оставалось немало греков, итальянцев, армян, евреев, славян. Степное население было преимущественно монголоидным, горное и приморское - европеоидным. Языком межнационального общения постепенно стал крымскотатарский. На полуострове бок о бок жили мусульмане, христиане различных деноминаций, иудеи. Но русским этот удивительный мир не был до апреля 1783 г. Именно тогда Крым был присоединен к Российской империи. Захват Крымского ханства Россией был кровавым. Коренное население Крыма из-за эмиграции в единоверную Турцию и жестокостей новой власти уменьшилось в конце XVIII столетия в 5 раз. Христиан Крыма князь Потемкин, так понявший полученное Россией по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией 1774 г. право на защиту единоверцев в Крыму, насильственно переселял на земли северного Причерноморья. Многие из них переходили в ислам, дабы избежать депортации. Из владельцев коренные жители стали арендаторами. За 100 лет русской власти от Екатерины II до Александра II включительно из Крыма выехало около 900 000 мусульман. На их место приезжали христиане Османской империи - греки, болгары, армяне. Из России, Германии и Австрии прибывали немецкие колонисты. Помещики переселяли на опустевшие земли украинских хлеборобов и великорусских мужиков. Похожая ситуация была в Абхазии и на кавказском побережье России: в XIX в. мусульманское население, страдая от исповедного гнета и несвободы, массово уезжало в Османскую империю и замещалось разноплеменным христианским (из Анатолии и с Балкан, тогда турецких, из других провинций Российской империи). В Крыму в 1795 г. татары составляли 87,6% населения, в 1897 г. - 35,6%, в 1920 г. - 25%, а в 1939 г. - 19,4%. Но кроме того, нужно твердо держать в уме, что Российская империя XVIII-XIX вв. и нынешняя Россия - это не одно и то же государство. Ведь в империю входила не только территория нынешней РФ, но и большая часть территории Украины, Белоруссия, Казахстан, Кавказ, балтийские государства, даже Польша и Финляндия.
Если начать возвращать все или наиболее "наши" земли, входившие в Российскую Империю до 1917 г., то мы ввяжемся в конфликт со всем миром. И все народы равно осваивали землю Крыма, поливали ее своим потом и кровью. Разве мало было во время Крымской войны 1853-1856 гг. в русской армии украинцев, белорусов, грузин, остзейских немцев, поляков?
Российская империя была страной многих народов, и нынешняя РФ вряд ли может претендовать на какие-либо земли только на том основании, что когда-то они были частью империи Романовых. Большевики отказались от преемства с Российской империей, объявили, что строят новое государство рабочих и крестьян, разделили завоеванное ими пространство на несколько формально независимых государств, объединившихся якобы в добровольный союз. Границы между этими государствами они меняли многократно. РСФСР выделила из своего состава Казахстан и Киргизию, позднее - Карело-Финскую ССР, передала Белоруссии Витебскую и Могилевскую области. Потом РСФСР опять включила Карелию в свой состав, а Крым в 1954 г. передала Украине. Все эти манипуляции были законными, но не учитывали волю населявших землю людей. Передача Крыма Украине не более и не менее законна, чем все остальные действия большевиков на пространствах покоренной ими страны.
Кстати, а почему бы тогда по логике нашей не затребовать взад "нашу" Витебскую и Могилевскую область?
Важно иное: границы, сколь бы условными в СССР они ни были, уже после распада СССР подтвердили международные договоры и провозглашение независимости РФ в декабре 1991 г. Признанные во всем мире Беловежское соглашение, Большой договор РФ с Украиной 1997 г. сформировали границы и оставили Крым Украине. Что же до формального числа лет владения, то Российская империя, как и Османская, - это иной мир. Но даже в нем Османская империя владела Крымом три века, а Российская - 134 года. РСФСР, продолжателем которой объявила себя РФ, владела Крымом с 1920 по 1954 г., 34 года, а Украинская ССР и нынешняя Украина - 60 лет (с 1954 по 2014 г.).

Теперь о динамике численности русского населения с 1783 г. Это неплохо описано вот здесь.
Крымский полуостров вошел в состав Российской империи в 1783 году. На тот момент новыми российскими подданными стали преимущественно крымские татары, которые составляли 93% населения Крыма. За следующие три поколения мало что изменилось. К 1850 году в Крыму обосновалось по 7% русских и 7% украинцев. Соответственно крымских татар "осталось" 78%. Этнический состав населения начал меняться после Крымской войны 1853—1856 годов. Уже в 1864 году количество русских составляло 21%, а количество крымских татар уменьшилось до 50%. Также полуостров начали заселять другие немусульманские национальности РИ и колонисты из Европы. К 1864 году они составляли 21% населения полуострова. Тенденция роста количества русских и украинцев и сокращения крымско-татарского населения сохранялась вплоть до Великой Отечественной войны. К 1939 году на полуострове проживало 50% русских, 14% украинцев и 19% крымских татар. Доля других национальностей составляла 17%. Демографический состав населения радикально изменился после депортации крымских татар. Вместе с ними исчезло практически все неправославное население полуострова. Речь идет не об уменьшении численности населения после войны, а об изменении этнографического состава. В процентном соотношении национальное многообразие Крыма уменьшилось на треть. По переписи 1959 года в Крыму проживало 71% русских, 22% украинцев и 6% всех остальных национальностей. Количество крымских татар уменьшилось до 0,0%. Доля русских и украинцев возросла, но не за счет новых переселенцев, а вследствие депортации других народов. Передача Крыма Украине в 1954 году практически не повлияла на этнографию Крыма. Изменения были вызваны сельскохозяйственным освоением Крыма после строительства Крымского канала и возвращением крымских татар после 1989 года. По всеукраинской переписи 2001 года в Крыму проживало 60% русских, 24% украинцев, 10% крымских татар и 5% других национальностей. Небольшое уменьшение доли русских было связано с возвращением крымских татар и незначительным увеличением доли украинцев в этнографии Крыма.

"Всё было законно и на основе волеизъявления населения Крыма". В Крым в февр 2014 г. были введены российские военные по личному приказу действующего президента. Это он подтвердил сам неоднократно в 2015 г.




Военные своим присутствием конечно же влияли на решение местной законодательной власти и повлияли на их решение объявить о референдуме. В интервью Гиркин, который принимал участие в этом вторжении, говорил, что ополченцы собирали представителей законодательного собрания (но согласен, что нужны более проверенные и подтвержденные источники).

Тот формат референдума противоречил конституции Украины (нужно было провести решение через Парламент Украины и это конечно нужно было делать в более спокойное время либо до событий 2014 г., либо подождав несколько лет после 2014 г.). Да, конечно, если бы референдум был проведен легально и без присутствия военных, то решение с большой вероятностью было бы за присоединение, но это нужно было делать мягким дипломатическим способом, долгие годы выторговывая у Украины право на проведение референдума, как это делала Каталония в составе Испании и Шотландия в состове Великобритании.

По части законодательства, мы нарушили свой же договор 1997 г. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерства между РФ и Украиной. Текст договора на русском языке здесь. Заключен в 1997 г. и продлен на 10 лет в 2008 г.

Статья 2 этого договора:
Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ.

"Русских угнетали там и после Майдана уничтожили бы националисты"
В Крыму, как и во всей Украине, что уж там скрывать, была мягкая лингвистическая дискриминация в официальной языковой сфере. Нужно было через политические каналы добиваться принития русского как второго официального языка. Но между такой дискриминацией и геноцидом - огромная дистанция. Сразу после Майдана по всей стране были вспышки насилия, но не было случаев массового или вообще какого бы то ни было убийства украинскими националистами русского населения в Крыму (если были - то ссылки бросайте, мне не встречались), не было случая насильственного выселения русского населения. Если бы начались случаи геноцида, то конечно и немедленно следующим шагом нужно было бы вводить миротворцев для защиты русскоязычного населения, но не аншлюсс (незаконное присоединие через оккупирование).

Аргументы "если бы не взяли, даже пусть незаконно, то стояли бы войска НАТО"
Во-первых, не факт, а во-вторых, даже если бы стояли, - это соседние независимое гос-во с правом входить в любые альянсы. Что вы про это НАТО. Турция в НАТО с 1952 г. и ракеты были там у границ СССР с 1961 г. и ничего. Никто не на кого не напал. Балтийские страны в НАТО с 2004 г. и войска там тоже уже давно есть. И что. Перевалочная база НАТО работала год в Ульяновске с 2014 по 2015 гг., и работала бы дольше, если бы не испортившиеся отношения (правда мало что перевозили через нее).

"Крым - это богатейший регион". На самом деле глубокого дотационный, оттягивающий средства от 83-х исходных регионов России.

Последние: в составе РФ более 80 регионов и 140+ миллионов населения. Первая и главная задача правительства - заботиться об их благосостоянии. Мы этих начальников за это и назначаем. Они наши менеджеры и больше никто. Если уж так хотелось присоединить Крым, то делать это нужно было в спокойной обстановке через выторговывания референдума. В том виде, как это произошло, это хорошо для 2 млн. населения Крыма (сразу выросли пенсии в два раза, правда из-за роста цен покупательная стасобность выросла не в два раза) и особенно некоторой части его элит, но негативно сказывается на благосостояния остальной части страны.

По 2014 г.
Весь 2014 год в Крыму действовал переходный период, в течение которого на территории региона действовали не все российские законы. В частности, Крым оставлял у себя налоговые поступления, которые должны перечисляться в федеральный бюджет. По данным ФНС, поступления налогов в консолидированный бюджет Крыма и Севастополя в 2014 году составили 34,6 млрд руб. Главное – полуострову оставили весь НДС, который по закону должен идти в федеральный бюджет, это порядка 7 млрд руб., указывает профессор МГУ, эксперт по проблемам регионов Наталья Зубаревич. «Реальный уровень дотационности Крыма составляет 85%, без учета НДС – 80%, – говорит экономист. – Для сравнения: уровень дотационности Ингушетии – 87%, Чечни – 82%».

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/economics/16/03/2015/5502f7399a7947e39783b80b

Ну хорошо, это был необычный первый переходных год. Вот ситуация по 2015 г.

Крым дотационен ровно на две трети (66%), как и было при прежней ситуации. Ничего не изменилось. Если же мы начинаем считать с внебюджетными фондами – а это обязательное медицинское страхование, там большие трансферты идут, – тогда уровень дотационности получается: по Севастополю – 72%, а по Республике Крым – 83%, – но в целом по российским регионам это будет 29%. Ситуация немного улучшилась по сравнению с 2014 годом, появились какие-то собственные доходы. 7% дал налог на прибыль; примерно 17% – это налог на доходы физических лиц. У нас в среднем прибыль по российским регионам – 25%, а НДФЛ (налог на доходы физлиц) – 29%. То есть разница существенная.


Наталья Зубаревич: Не в разы, а в процентных пунктах существенно меньше. Чтобы Вам было понятно, что такое 7% налога на прибыль в доходах бюджета: это как Ивановская область, у нас есть такой депрессивный текстильный регион, – там примерно так же. Если мы говорим о налоге на доходы физлиц, то его платят только те, кто работает в «белой» экономике. Очень печальная ситуация… Я выделю две проблемы. Первая, важнейшая – очень плохо собираются налоги на имущество. Они дают только 1% доходов в бюджеты Крымского федерального округа. В общем, ничего из налогов на имущество толком собирать не получается. Крым практически как Чечня – там тоже 1% этого налога. Все еще плохо, но стали лучше собираться налоги с малого предпринимательства – они дают в бюджет только 2%. В среднем по России – 4%. Вот такая картинка по структуре доходов. Плакаться вообще-о, нехорошо: в прошлом году в Крыму в обоих бюджетах был профицит больше 13 миллиардов, при том что 75 российских регионов закончили год с дефицитами. Поэтому Крым даже не освоил то, что имеет. А по этому году и Севастополь, и Республика Крым опять в профиците – а 50 российских регионов в дефиците.


Крым и так до 2014 г. был доступен для нашего туризма и посещения. Да, неухожен,  но доступен. Ну давайте еще присоединим Северо-Казахстанскую область. Там русских 49%, а вторым по численности казахов 33%, и конечно русские там будут рады и скажут да, потому что сразу станут получать более высокую пенсию и скорее всего более высокие зарплаты.


С 2014 г. из чисто политических целей Крым получает огромные бюджетные дотации на уровне беднейших регионов - Чечни, Дагестана и Ингушетии. Если бы не политическое противостояние, то и моста не нужно было строить. И дотации, и мост - это минус от помощи другим 83-м регионам (ну хорошо, -5 регионов-доноров).

Вот такие мои размышления спустя 3 года.

Если хотите поспорить, то вежливо и с фактами и весомыми аргументами, без истерии и оскорблений. You are welcome.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)