Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Чуждые руки, или Цена за имя Михаила Потапова

Sunday, 22 January, 21:01, victorsolkin.livejournal.com
На днях опять столкнулся с печальной историей из бесконечного сериала «Наследие и Наследнички». Кое-что расскажу.
Возможно, кому-то из вас известно имя Михаила Михайловича Потапова (1904-2007) – русского художника, страстного любителя Древнего Египта и человека трагической судьбы. Родился в дворянской семье русского генерала медицинской службы в Варшаве и с раннего детства увлекся личностью фараона-реформатора Эхнатона, буквально заболев его эпохой. Работы молодого художника высоко оценил академик В.В. Струве, однако дворянское происхождение не позволило М.М. Потапову поступить в университет и учиться на египтолога. В 1929 году художник работает, как практикант, в Египетском отделе Эрмитажа, где. Однако, задержаться ему по неизвестным причинам не удалось.

Впрочем, увлечение эпохой Эхнатона для Потапова всегда было чем-то большим, чем научное призвание. Попавшиеся на пути теософы втолковали ему, что страсть вызвана ярким переживанием в прошлой жизни, во что дальше художник страстно верил, считая себя перерождением либо одной из дочерей Эхнатона, либо его придворного скульптора. К мистическим опытам все относятся по-разному, но в Потапове не было ни единой попытки как-то использовать свою веру в прошлое, не было самовозвеличивания и попыток гуруизма: он просто воплощал и воплощал свое переживание, свою страсть к Египту в десятках полотен и набросков. Теософия привела его в 1935-м на скамью сталинских лагерей, где хрупкий юноша чудом выжил, делая наброски портретов тюремщиков и их родни: так за пять лет мучений он сохранил руки, талант и, собственно, жизнь.
Прожить, рисуя портреты Эхнатона, было нельзя. Потапов становится иконописцем, занимается изучением и возрождением византийской школы иконописи, расписывает большое число церквей в Закарпатье, где он живет на чердаке дома старшего брата, а также в Одессе и Евпатории. В 1945 году был рукоположен в сан дьякона РПЦ, а за иконописные работы был награжден орденом Александрийского патриархата. Отношения с церковью сложились плохо, Потапов был слишком самобытным, индивидуальным, публично критиковал начальство, постоянно продолжал поиски основ византийского стиля, а по ночам, тайно, писал свою «Эхнатониану». Вдумайтесь: дьякон РПЦ по ночам пишущий портреты египетских фараонов, перед этим изучая их сохранившиеся подлинные скульптурные портреты. Египетская тема была для него главной, однако именно она не была востребована: позже в церковной среде о нем рассказывали снисходительно улыбаясь. Совершенно очевидно, что уход в церковное творчество был для него, надевавшего египетские одежды и певшего Великий Гимн Атона, созданный Эхнатоном в 14 в. до н.э., способом выжить, адаптацией в мире, где он не стал египтологом из-за своего происхождения.

В 1981 году М.М. Потапова приглашают с выставкой в Соликамск, где он приглянулся местной директрисе. Ряд его работ покупают за весьма солидные по тем временам 5 тыс. рублей для местного краеведческого музея. Помимо этого горисполком, пораженный судьбой художника, прошедшего через лагеря и фашистскую оккупацию Крыма, дает ему квартиру в городе, который и стал последней географической координатой его жизненного пути. Здесь он также много работал, как иконописец, в местном музее «Эхнатониана» то появлялась в экспозиции, то скрывалась в запасники – все зависело от позиции дирекции. В Москве выставок было мало. Первая – в теософской библиотеке, на месте которой теперь работает Библиотека им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, потом – в Международном центре Рерихов и в Дарвиновском музее, где Потапов недолго работал в 1930-х перед арестом. Он много и настойчиво писал руководству ГМИИ им. А.С. Пушкина с просьбой принять в дар ряд работ, но ему не ответили. Эти письма я видел лично.
В Соликамске по церковной линии у художника появляется ученик – Сергей Лапин. Тоже иконописец, но, увы, отнюдь не такой яркий и самобытный, как М.М. Потапов. Фигуры М.М. Потапова и С.И. Лаина - вообще неспосоставимые. За счет учителя, которого тогдашний посол Египта и, позже, мой большой друг д-р Реда Шехата пригласил в Египет, ученик побывал и на берегах Нила и, позже, в Египетском музее Берлина. Потапов, боявшийся, что умрет, увидев самую драгоценную землю своей жизни, таким образом, побывал в Египте совсем уже на склоне лет, набрал песочку в кулек у подножия пирамид Гизы и был очень разочарован увиденным – наполненного светом Солнца мира Эхнатона, которым грезил художник и который он нещадно идеализировал, не было: он давно угас в веках.


Александрийской библиотеке М.М. Потапов подарил несколько специально созданных портретов великих деятелей истории Древнего Египта. Это Имхотеп, Аменхотеп сын Хапу, Сененмут. Эти работы много хуже, чем «Эхнатониана», видно, что в них художник вкладывал душу много меньше, они выглядят как просто раскрашенные статуи из музеев мира.
Именно С. Лапину одинокий художник завещал свою квартиру и то имущество, включая работы, которое в ней было. Квартира превратилась в частный музей, стала коммерческим ИП. Наверное, это очень современно, но это стыдно, потому что теперь, чтобы выставить работы М.М. Потапова на месяц, вы должны заплатить «хранителю» 40 тысяч рублей. Собственно, идея выставки исходила не от нас, а от самого «ученика», который прочитал в сетевой дискуссии, где я принял участие, о том, что очень гнусно – не показывать в столице самого необычного и самобытного русского художника-«египтянина» более 15 лет. Не покажут и теперь – алчность помешала, а я в вопросах оплаты воздуха непонятному персонажу очень принципиален. По нашему времени сорок тысяч – небольшие деньги. Но почему мы должны их тратить, делая при этом то, что должен делать сам наследничек, при котором память о М.М. Потапове скатилось до странной провинциальной диковинки-байки? Я специально поспрашивал молодежь, увлеченную Египтом, знакома ли им фамилия Потапова? Нет, не знакома. Да и может ли быть знакома, если коммерческая жилка, косность и откровенная местечковость православного иконописца С. Лапина откровенно удушила все, что смогла? Печально.

И, пожалуй, постскриптум. Когда мы с Сергеем Куприяновым начинали проект «Волошинки» - яркой, городского уровня восточной библиотеки, то разбирая в подвалах дикое количество мусора и грязи, оставшихся от предыдущего, теософского руководства библиотеки, мы нашли поврежденную работу, которая валялась среди мусора. Арфист, копия-реконструкция росписи из гробницы Рамсеса III в Долине царей. Подпись: М. Потапов. 1991 год. Очень изящная и красивая работа едва не сгинула там, брошенная за ненадобностью. Позже выяснил, что художник отдал ее «теософской библиотеке» за ту самую первую свою выставку в Москве. Уже давно мусор бывших хозяев-невежд из библиотеки выметен, работа отреставрирована, висит в библиотеке на почетном месте в кабинете директора.
Прочитав все это, подумайте внимательно, друзья мои, кому и как вы завещаете свое наследие. Или, если наследия нет, просто свои любимые вещи, чтобы ими после вашей смерти не завладели торгаши вашим именем.
Фото М.М. Потапова и его работ - из открытых источников в сети
Большая галерея его работ есть тут - http://www.xpam.org/showthread.php?t=762
Если интересно, посмотрите замечательный фильм о М.М. Потапове "Египтянин" (1989 г.), после которого он и стал известен в СССР - https://youtu.be/R24NUbNdAcQ

(с) Виктор Солкин, 2017
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)