В его честь был назван бозон

Monday, 02 January, 09:01, maksina.livejournal.com
Про бозон Хиггса  теперь слышал если не все, то очень многие, даже очень далекие от физики люди. Но многие ли не физики знают, в чью честь  бозон названи бозоном? Этот человек родился 1 января 1894 года в Калькутте и  звали  его Шатьендранат Бозе.

Ученый-самоучка и полиглот, Шатьендранат имел широкий круг интересов в самых различных областях, включая физику, математику, химию, биологию, минералогию, философию, искусство, литературу и музыку. Он был членом многих научно-исследовательских комитетов в независимой Индии.

Бозе специализировался в математической физике. Наибольшую известность получил за работу по квантовой механике в начале 1920-х, работу, которая положила начало статистики Бозе-Эйнштейна и теории конденсата Бозе-Эйнштейна. Поль Дирак (Paul Dirac) предложил назвать элементарную частницу бозон в честь Бозе.

В статистической механике статистика Бозе — Эйнштейна определяет распределение тождественных частиц с нулевым или целочисленным спином (таковыми являются, например, фотоны и атомы гелия-4) по энергетическим уровням в состоянии термодинамического равновесия. Предложена в 1924 году Шатьендранатом Бозе для описания фотонов. В 1924—1925 годах Альберт Эйнштейн обобщил её на системы атомов с целым спином.

Шатьендранат Бозе был старшим и единственным сыном из семи детей. Его отец, Сурендранатх Бозе (Surendranath Bose), работал в инженерном отделе Восточно-Индийской железнодорожной компании (EIRC). Шатьендранат начал получать образование с пяти лет. Окончив школьное обучение, Бозе сначала прошел подготовительный научный курс в Президентском колледже (Presidency College). Со степенью магистра Бозе был принят в 1916-м в Калькуттский Университет (University of Calcutta) на правах научного сотрудника. Здесь он начал познавать теорию относительности.

С 1916-го по 1921-й Бозе преподавал на факультете физики в Калькуттском Университете. После он стал доцентом кафедры физики в Даккском Университете (University of Dhaka). При его участии появились совершенно новые кафедры, предусматривающие продвинутые курсы для магистрантов и бакалавров. Сам же Бозе читал курсы термодинамики и теории электромагнетизма Джеймса Клерка Максвелла (James Clerk Maxwell).

Бозе написал научную статью, в которой вывел формулу Планка (Planck) для распределения энергии, не ссылаясь на классическую физику, а используя новый метод подсчета состояний одинаковых частиц. Работа сыграла важную роль в сфере квантовой статистики. Бозе отправил свои исследования Альберту Эйнштейну (Albert Einstein), и последний сам перевел ее на немецкий, после чего разместил в престижном журнале 'Zeitschrift für Physik' от имени Бозе.

После успеха публикации Бозе два года проработал в европейских лабораториях кристаллографии и рентгена, получив уникальную возможность сотрудничать не только с Эйнштейном, но и с Марией Кюри (Marie Curie) и Луи де Бройлем (Louis de Broglie). В 1926-м Бозе вернулся в Даккский Университет, где стал заведовать кафедрой физики и оставался деканом факультета естественных наук до 1945-го.

Когда раскол Индии оказался неизбежен, Бозе перебрался в Калькуттский Университет, где преподавал до 1956-го. В более поздние годы он занимался прикладными исследованиями, такими, как добыча гелия в горячих источниках Бакрешвара (Bakreshwar).
Помимо физики, Бозе провел некоторые исследования в области биотехнологии и литературы. Будучи бенгальцем, он потратил немало времени на то, чтобы помочь бенгальскому языку прижиться в преподавательской практике, и переводил на него научные статьи.

Бозе стал консультантом Совета по научным и промышленным исследованиям (CSIR), президентом Национального института науки (NIS) и Индийского общества физиков (IPS). Он был избран гендиректором Индийского научного конгресса (ISC). Бозе также был вице-президентом, а затем и президентом Индийского статистического института (ISI). В 1958-м он стал членом Королевского общества.
Шатьендранат женился на Ушабати (Ushabati) в возрасте 20 лет. У пары было девять детей. Двое из них умерли в раннем детстве. После смерти в 1974-м Бозе оставил жену, двух сыновей и пять дочерей.

источник

PS. В 1995 году американские физики Эрик Корнелл и Карл Виман поставили эксперимент, в ходе которого получили бозе-эйнштейновский конденсат (за это открытие они в 2001 году вместе с немцем Вольфгангом Кеттерле получили Нобелевскую премию).
В своем эксперименте ученые использовали атомы металла (рубидия). А вот идея создать конденсат Бозе-Эйнштейна из других частиц, в частности фотонов, чтобы система вела себя как один «суперфотон», натолкнулась на фундаментальную проблему. Дело в том, что фотоны, хотя и обладают свойствами частиц, при охлаждении поглощались окружающими материалами, проявляя тем самым свою волновую природу.

Физикам из Боннского университета во главе с Мартином Вейтцем удалось решить эту проблему.

Причем они создали конденсат Бозе-Эйшнтейна при комнатной температуре.

В одном из описаний этой работы присутствует, например, такое словосочетание, как «маленькая сенсация». Зоран Хаджибабич из Кембриджского университета сказал New Scientist, что работа немецких ученых, которая опубликована в Nature, «замыкает круг, который теоретически начали рисовать Бозе и Эйнштейн 85 лет назад».

источник