Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Антарктида 13-я

Thursday, 15 December, 07:12, ekaykin.livejournal.com
Вы, наверное, удивитесь, но я снова на станции Восток.
В прошлом году из-за нехватки денег сезонных работ здесь не было, поэтому я ездил на франко-итальянскую Конкордию (кому интересно - смотрите мои посты за декабрь 2015 - январь 2016).
Нынче же, хотя в плане финансирования ситуация кардинально не поменялась, Российская антарктическая экспедиция нашла возможность доставить нас на Восток. Правда, если два года назад наш гляцио-буровой отряд состоял из 13 человек, то сейчас нас семеро. Ничего, справимся и так.


станция Восток

Я знаю, что большинство из вас, подписавшихся на мой журнал, были привлечены моими рассказами об Антарктиде. И большинство из вас пришли сюда за последние пару лет.
Поэтому будем действовать так, как будто я никогда про Восток ничего не писал, а вы ничего не читали.
Итак, начнем с самого начала!
Антарктида - материк уникальный во всех отношениях. Самый холодный и высокий, самый ветреный и самый сухой (хотя именно здесь хранится самый большой запас пресной воды, правда в твердом виде). Еще в середине XX века - всего лишь 60 лет назад - об этом континенте было мало что известно. Да и сейчас Антарктида продолжает хранить множество тайн.
Первые покорители Антарктиды использовали для своих походов собак (и даже пытались использовать лошадей), теперь же весь континент - огромный заповедник, и завозить чужеродных животных и растений сюда запрещено. Под полным запретом также радиоактивные вещества и огнестрельное оружие. Некоторые страны для логистического обеспечения своих работ используют армию, но оружие не должно пересекать 60 ° ю.ш.


Ил-76 на ледяном аэродроме станции Новолазаревская

Антарктида никому не принадлежит, хотя несколько стран имеют здесь свои "территориальные претензии" (Россия к этим странам не относится). Здесь нельзя заниматься разведкой и добычей полезных ископаемых. Весь материк фактически предназначен лишь для научных исследований.


Станция Новолазаревская

Каждый год к берегам Антарктиды отправляются около 200 наших соотечественников. У России на шестом континенте имеются 5 круглогодичных научных станций (Мирный, Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен и Восток) - больше, чем у какой-либо другой страны. Среди них особняком стоит легендарная станция Восток - полюс холода Земли и одно из самых труднодоступных мест нашей планеты.


Станция Принцесса Елизавета

В эпоху Великих географических открытий мореплаватели на протяжении веков безуспешно пытались пробиться в высокие широты Южного полушария, чтобы узнать, существует ли на самом деле Terra Australis Incognita - Неизведанная Южная Земля. Теперь же в Антарктиду ежегодно ездят тысячи людей, в том числе туристы. Попасть сюда можно разными путями. Большинство российских полярников отправляются из Санкт-Петербурга на судне "Академик Федоров", которое, сделав две остановки в немецком Бремерхафене и южно-африканском Кейптауне, примерно через 1,5 месяца достигает берегов Антарктиды. Судно обходит береговые станции, забирает людей, прозимовавших целый год, и высаживает новую смену. В основном, это специалисты, занимающиеся жизнеобеспечением станций - механики, метеорологи, радисты, врачи, повара. Есть и те, кто приезжает в Антарктиду, чтобы делать науку - геофизики, биологи, гидрологи, гляциологи. Значительная их часть приезжает не на весь год, а только на теплый летний сезон - это значит, что судно должно подойти к каждой станции два раза, чтобы высадить, а потом забрать обратно "сезонников".


где-то на краю Антарктиды

На станции Восток антарктическое лето очень короткое, всего 2 месяца, декабрь и январь. Поэтому наш гляцио-буровой отряд добирается до Востока самым быстрым способом - воздушным.


оазис Холмы Ларсеманн, где расположена станция Прогресс

3 декабря мы вылетели из Санкт-Петербурга в Кейптаун обычным рейсовым самолетом. Там мы попали в заботливые объятия логистической компании ALCI, которая на самолете Ил-76 доставила нас на станцию Новолазаревская. "Илюшин" - тяжелый колесный самолет, ему для приземления нужна твердая ледяная полоса. На Востоке он сесть не сможет, поэтому дальнейший путь мы совершаем на среднемагистральном самолете BT-67 на лыжном шасси. До Востока за один перелет ему не добраться, поэтому по пути он делает две остановки на дозаправку - возле бельгийской станции Принцесса Елизавета и на нашей станции Прогресс.


BT-67 ("Баслер") на снежном аэродроме станции Восток

И вот наконец 10 декабря мы добираемся до станции Восток. Вся дорога занимает всего лишь неделю. Первые несколько дней - акклиматизация, расконсервация бурового комплекса и начало работы - но об этом в следующий раз.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)