Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Лучше жить в глухой провинции, за речкой

Monday, 14 November, 21:11, ksonin.livejournal.com
Открыл запасной компьютер, а там, оказывается, августовская запись про литературу. Летом научная, экономическая и политическая жизнь как-то затихает и я пишу про новое поколение детей или любимого писателя. Хотя в ноябре я стараюсь писать про экономику и политику, здесь нет ни того, ни другого.

На прошлой неделе [в начале августа] съездили в Торфопродукт, поселок недалеко от Черустей, где ровно шестьдесят лет назад происходит действие «Матрениного двора» Солженицына. Рассказ этот почти документальный, так что лучше его просто перечитать, чтобы вспомнить, что это – праведник, без которого не стоит село. Меня самого этот рассказ оставляет равнодушным, но «Один день», «Случай на станции Кречетовка», «Раковый корпус» как понравились тридцать лет назад, так и не отпускают. (В августе перечитал «Раковый корпус» - через тридцать лет, в новом контексте – тогда я, например, пропустил любовные линии Костоглотова – а всё равно великое произведение.)

Нам повезло – маленький музей, расположенный во дворе школы, в которой Солженицын работал учителем физики, был открыт по случаю съёмки какой-то местной телепередачи и учительница-создательница-хранительница музея провела, вместе со своей внучкой, экскурсию. Впрочем, если кто-то соберётся туда, попробуйте сначала дозвониться, а то часы работы нерегулярные.

Музей маленький, хороший – адекватный месту и рассказу, но, очевидно, малопосещаемый. Казалось бы, Солженицын – не просто самый известный в мире русский писатель ХХ века, Нобелевский лауреат по литературе и автор мирового бестселлера («Архипелаг ГУЛаг»). Он, среди прочего, родоначальник огромного пласта «деревенской прозы», самого определенного течения в русской литературе последних полувека. Несмотря на то, что книги Овечкина и Абрамова были напечатаны раньше, а Шукшин вышел из совсем другой традиции, «деревенщики» начались именно с «Матрениного двора». И, как мне кажется, ими же, по существу и закончились. Что «Кругом люди», что «Прощание с Матёрой» - это вот тоже самое село-с-праведником-город-без-праведника.

Так почему народная тропа заросла? У меня есть такая мини-модель, объясняющая это – про зёрнышко, попавшее между двух стульев.

Ещё сорок лет назад Солженицын настроил против себя «либеральную интеллигенцию». Чтобы быть точным, он её настраивал в разные периоды по-разному. Сначала потому, что держался в стороне – и в Москве, и за границей (чуть не написал «в эмиграции», но Солж-то, конечно, никуда не эмигрировал – его выставили силой). Потом стал русским имперцем-националистом, что, надо сказать, не совсем стандартная комбинация – отчасти это два противоречащих друг друга направления. И тем не менее чувствовались и имперскость, и национализм – и, соответственно, вызывали у «либералов» отвращение в любой комбинации. В его публицистике 1960-70-х одни заголовки могут вызвать озноб у либерального интеллигента.

С другой стороны, кажется – имперец-националист – та самая идеальная начинка для идеологической солянка, которой сегодня кормится огромный пласт читающей публики. Портреты Солженицына могли бы колыхаться над казачьими митингами и украшать номенклатурные кабинеты. Не говоря уж о первой странице «Литературной газеты», прямо между профилями Пушкина и самого Полякова. Прилепин мог бы вести от Солженицына свою биографию, тем более что «Санькя», не исключено, вырос как раз из Костоглотова. «Как нам обустроить Россию» в школе конспектировать. Но нет. Те же Распутин с Беловым, эпигоны из «деревенщиков» пользуются большей популярностью. Объяснение простое – для русской «патриотической» публики Солженицын – «антисоветчик», «литературный власовец». Ничего, что его так называли в советское время за патриотизмом и отвращение к коммунистической идеологии...

Вот, говорю же, угодило зёрнышко да промеж двух стульев.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)