Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Когда деревья в РЭШ были большими

Wednesday, 19 October, 22:10, ksonin.livejournal.com
Эх-эх. Время напоминает о возрасте тем, что уходят те, кто был, вместе с деревьями, большими, когда ты сам был маленьким. Тем более, если время с тех пор летело очень быстро.

Умер Александр Абрамович Фридман, один из отцов-основателей Российской экономической школы. Когда говорят про "отцов РЭШ", то упоминают, конечно, выдающегося израильского экономиста Гура Офера и директора ЦЭМИ Валерия Макарова, и вслед за ними других крупных экономистов и математиков - Майкла Бруно, Цви Грилихеса, Виктора Полтеровича, Владимира Данилова, Барри Икеса, но никакого вуза - тем более, такого хорошего и важного - не получилось бы, если бы с самого начала не было бы небольшого ядра сотрудников, строивших вуз с нуля, выдерживавших штормы и бури первых лет, создававших вокруг себя команду единомышленников. Богатыри, не мы. Атланты, которые и не знали о своём атлантстве.Александр Абрамович был первым проректором в РЭШ с 1992-го по 2004-й год. Первым - потому что до него не было ни РЭШ, ни, тем более, проректоров.

Я чувствую особую благодарность. Конечно, меня наняли профессором РЭШ в 2001 году после полноценного конкурса, рекомендаций и т.п., но за три года до этого, после окончания магистратуры РЭШ и защиты диссертации по высшей алгебре на мехмате МГУ именно А.А. взял меня на работу преподавателем-ассистентом. И по микро, и по макро, что дало возможность заниматься только этим вот ассистентством и ещё, понемножку, экономической наукой. Он тогда отбирал всех ассистентов сам, по-моему, да и вообще через него решалось множество административных вопросов. И не только отбирал - он старался несколько раз в год разговаривать - и подолгу - про всё, связанное с ведением семинаров и про все мыслимые проблемы школы. А когда я стал писать колонку в "Ведомостях" - и про них тоже, хотя, казалось, политика ему была не интересна.

А ведь были ещё вступительные собеседования по экономике. В отличие от экзаменов по математике и английскому, он был не из десяти баллов, а из трёх - от 8 до 10. И разговор с АА. на вступительном собеседовании не мне одному запомнился - Стас Анатольев описал его в своём кратком "проекте 20/20". А мне ещё запомнилось, как через несколько лет мы вместе с А.А. собеседовали поступающих и он сказал про одну девочку, поставив 10 баллов, что всё-таки экономика - это, наверное, не её. И, кстати, ошибся - она прекрасно закончила РЭШ и топ-PhD-программу.

А.А. сдержанно упоминал и про первый, крайне неприятный опыт работы в экономической науке - в последние сталинские годы, и про последующую работу по "секретной тематике". Как лапидарно написано в некрологе на сайте ЦЭМИ: "Под его руководством в ЦЭМИ был выполнен ряд пионерских работ по математическому моделированию алмазов, оптимальному их использованию и обработке, открыт новый класс задач об оптимальном вложении тел вращения (бриллиантов) в многогранник (кристалл алмаза), построены методы их решения и технология их реализации на производстве." Кому интересно, что это за математика - вот одна из последних работ А.А. про параллельные вложения октоэдрических многогранников, тех самых бриллиантов. Насколько я понимаю, работ предыдущих десятилетий в открытом доступе нет - эта тема была и в советское время секретной, и в постсоветское.

Вообще это странно думать, что кто-то мог справиться с Александром Абрамовичем - рбстоятельства, время, смерть, да что угодно. Он, мне казалось, был как скала - я отлично помню заседание учёного совета, на котором одиннадцать человек придерживались одной точки зрения, а он - вовсе не председатель совета - спокойно, в течение восьми, кажется, часов справлялся с бушующими страстями, отстаивая то, что он один считал верным. 
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)