Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Алтае-Монгольская экспедиция 2016. Часть III: Монгун-Тайга

Tuesday, 16 August, 12:08, ekaykin.livejournal.com
Начало: 1 и 2.
Памяти Игоря Григорьевича Москаленко



К подножию Монгун-Тайги, в долину Левого Мугура, мы прибыли вечером 13 июля, а уже на следующий день решили подниматься на вершину. Это, конечно, было рискованное решение (подъем на полтора километра в первый же день без акклиматизации - мягко говоря, не простая задачка), но выбора не было: из-за задержки в Барнауле мы были в цейтноте, и нужно было ловить хорошую погоду. Впрочем, у нас все получилось, а победителей не судят.


Наш лагерь на Левом Мугуре

Подъем в 5.30 утра, с рассветом. Ночь была ясной, и палатку выхолодило почти до нуля. Из спальника вылезать совершенно не хочется... Позавтракали, собрались, и около 7 утра вышли в маршрут. Нас 6 человек: Митя, Илья, Дима, гидрологи Женя и Вика, и я.


Один из языков ледника Левый Мугур

Сначала довели гидрологов до точки, где им нужно мерить расход бегущей с ледника речки, и дальше пошли вчетвером.
Идется довольно легко: к этому времени организм с пóтом сбросил первую тяжесть, и открылось второе дыхание.


Ледник в разрезе

По одному из языков Левого Мугура поднялись вверх, до границы зоны питания. Оттуда - на скальный выход, разделяющий два ледяных потока, по которому можно добраться до основания покрытого снегом купола вершины.


Кар Левого Мугура

Подъем по скалам не очень крутой и в целом не сложный, но исключительно занудный, и камни неудобные, все время предательски норовят выскользнуть из-под ноги.
И тут силы у всех у нас кончаются. Нет, они есть еще, но организм еще не свыкся с нагрузкой, не научился грамотно силы расходовать. Мы, конечно, идем, но очень медленно, с частыми остановками. Немного кружится голова, но в общем горняшки у меня так и не было - ни в тот день, ни потом. Видно, сказывается остаточная акклиматизация: зря, что ли, я два месяца провел в Антарктиде?

Чтобы отвлечься от тяжелого подъема, нужно думать о чем-то постороннем. В голову сами собой начинают лезть разные мысли, воспоминания....
Это ведь не первое мое посещение Монгун-Тайги. Я уже был здесь в июле 1995 года. Я тогда только что закончил 3-й курс кафедры физгеографии Геофака СПбГУ, и меня взяли сюда на практику. Надо сказать, на Алтай брали не всех студентов; это было что-то вроде поощрения за хорошую учебу. Например, первые два года в универе я был, мягко говоря, раздолбаем. После второго года мне вкатали тройбан за курсовую и в экспедицию не взяли. Меня это задело, и на третьем курсе я занялся, наконец, учебой (и это вдруг оказалось довольно-таки интересно) - спасибо, дорогие преподы, что не пожалели меня тогда! И вот я тут, на Алтае. Нашим предводителем был Игорь Григорьевич Москаленко - совсем еще молодой тогда преподаватель кафедры физгеографии. Впрочем, для нас он всегда был Мудрейшим и Опытнейшим, мы смотрели на него снизу вверх; его похвалой гордились, а его осуждения боялись больше всего на свете. Спустя много лет он, казалось бы, совсем не изменившийся за эти годы, вызывал точно такие же чувства у новых и новых поколений студентов. И он же тогда, в 95-м, рекомендовал меня в ААНИИ, определив всю мою дальнейшую судьбу.
Вот уже скоро 5 лет, как его нет с нами...


Игорь Москаленко, июль 1995 года

А тогда, в 1995 году, он гонял нас по горам без жалости. "Ни хрена себе, поощрение!" - думал я, едва не ползком возвращаясь поздно вечером из очередного сумасшедшего маршрута. Монгун-Тайгинские ледники были самыми первыми в моей жизни, да и вообще это были мои первые настоящие горы. Проваливаясь в трещины, вымокая в ледяной воде, обдирая руки на скалах, запивая всё это спиртом вечером в палатке - я понял, как именно я хочу прожить свою жизнь. Та поездка была своего рода обрядом инициации для меня.

Со всеми этими мыслями подъем прошел незаметно. Скалы остались позади, дальше подъем по снегу. Немного отдохнули, подкрепились консервами, водой с лимонным соком - и пошли дальше.



После первого крутого подъема открылся вид на ледяное плато, за которым еще один подъем. "Вот она, вершина!" - подумали мы. Из последних сил преодолели этот второй подъем... но за ним снова плато и еще один подъем! Такие вещи всегда выбивают из колеи - ты выкладываешься для последнего рывка по финишной прямой, а в конце пути тебе говорят: "пробеги-ка еще кружочек". Собираем волю в кулак и поднимаемся выше. На склоне явно видны трещины, но мелкие, едва нога пролезает.



Зловещий вид горы как бы спрашивает: а ты точно хочешь сюда идти?

Замечаем следы снежного барса! Видимо, прошел совсем недавно; оглядываемся - но самого его нигде не видать. Тем не менее, увидеть хотя бы следы этого редчайшего животного - большая удача.




И наконец, вот она - вершина!


Вершина!

Благодарим Монгун-Тайгу за то, что приняла нас, просим у горы хорошей погоды на оставшиеся дни. Фото-видео, все как положено.


Вверху: 14 июля 2016 года. Слева направо: Илья, Митя, Дима. Внизу: 15 июля 1995 года. Справа налево: Игорь Григорьевич, Митя, я.


Галстук как бы подчеркивает торжественность момента. Я его потом повязал на жертвенник в дар богам Монгун-Тайги





Дальше по плану была откопка шурфа - но не тут-то было. Оказывается, на вершине Монгун-Тайги весь годовой слой накопления полностью промачивается талой водой. Под 15-см слоем снега - сразу лёд. Шурф долбить бесполезно, ничего интересного в нем все равно не увидишь.


Вид с вершины на озеро Хиндиктиг-Холь


Вид с вершины на долину Толайты. Там, на заднем плане - Монголия

Спускаемся вниз тем же маршрутом, по дороге собирая пробы снега на изотопный состав. Домой возвращаемся уже затемно. Хотя целый день почти ничего не ели, аппетита нет - организм обезвожен. Выпил литра два чая - лишь только после этого тело милостиво согласилось немного поесть.


Вид с вершины на Левый Мугур и наш лагерь


... а это вид с Левого Мугура на вершину

В последующие дни было еще несколько относительно легких маршрутов и один сложный. "Клиника похудания доктора Ганюшкина" работала исправно (Ганюшкин - это фамилия нашего предводителя Мити). Ешь сколько хочешь и чего хочешь - всё равно во время похода сожжешь гораздо больше калорий, чем съел.


закат в горах

Сходили проведать соседние ледники - Правый Мугур, Восточный Мугур и ледник Селиверстова. Все ледники очень сильно сократились по сравнению с 1995 годом - печальное свидетельство современных изменений климата.


Ледник Правый Мугур. Где-то тут я в 1995 году чудом не угодил в трещину


Окаменевший медведь


Ледник Восточный Мугур (Ледник Москаленко) - сейчас и 21 год назад. Это самый первый ледник, который я видел в своей жизни


Наледь у ледника Восточный Мугур


Судя по льду, наледь образовалась из промерзшего насквозь озерца


Ледник Селиверстова

Отобрали кучу проб воды, снега и льда из всех окрестных ледников, снежников, речек и ручьев. Отобрали пробы каменного материала из древних морен для измерения космогенного изотопа 10Be - это позволит определить возраст этих морен.
Гидрологи Вика и Женя мерили расход всех водотоков, до которых могли добраться.


Гидрологи за работой

Настя с Игорем спускались вниз в долину в поисках курганов. А кроме того, на второй день к лагерю присоединились ландшафтники Лена и Наталья, которые занимались своими ландшафтными изысканиями.




В цветочки я не очень умею, но на последней фото - полярный мак

Пора познакомить вас поближе с нашей командой:


Лена


Вика


Женя


Игорь


Митя


Илья


Дима

а фото Насти и Наталья у меня нет, уж извините.

Продолжение будет!

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)