Соавтор "открытия века"

Friday, 05 August, 18:08, maksina.livejournal.com
3 августа 2016 года исполнилось бы 85 лет Владимиру Борисовичу Брагинскому, выдающемуся российскому физику и педагогу.

Владимир Борисович Брагинский создал и до самого последнего времени возглавлял Московскую группу коллаборации LIGO - Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory.

Коллаборация LIGO 11 февраля 2016 года объявила об открытии гравитационных волн. Это событие называют "открытием века". Вклад в это открытие профессора МГУ Владимира Брагинского трудно переоценить - именно он, признанный мировой специалист в области квантовой гравитации, первым предложил искать гравитационные волны от черных дыр и первым обратил внимание на необходимость учитывать в измерениях квантовые эффекты.

Более полувека Брагинский работал на физическом факультете МГУ, являясь создателем и руководителем научной группы «Прецизионные и квантовые измерения».

Далее с сайта физфака МГУ к его 75-летию. До экспериментальноо обнаружения гравитационных волн оставалось еще десятилетие.

Владимир Борисович Брагинский закончил физфак МГУ в 1954 году, был оставлен на работу в должности старшего лаборанта, затем стал ассистентом, старшим научным сотрудником, профессором, в настоящее время – главный научный сотрудник кафедры физики колебаний.

Вторая половина 20-го века отмечена интенсивным развитием известных и созданием новых, в том числе новых квантовых методов измерений, а также развитием теории квантовых измерений. Исходной работой, определившей направление исследований В.Б.Брагинского, можно считать его статью в ЖЭТФ [53, 1434 (1967)], в которой был описан эксперимент по обнаружению отклика осциллятора на внешнее воздействие, изменяющее его энергию на величину, малую по сравнению с его равновесной тепловой энергией (kT). Этот результат был достигнут благодаря значительному увеличению времени релаксации осциллятора. В этой же статье было приведено доказательство существования ранее неизвестного предела чувствительности в экспериментах с пробными объектами (электромагнитными и механическими осцилляторами, свободными массами). За этим пределом, имеющим чисто квантовое происхождение, в научной литературе закрепилось название "стандартный квантовый предел" (СКП, английская транскрипция - SQL), являющееся сейчас общепризнанным. Понижение порога обнаружения внешнего воздействия и, соответственно, достижение СКП возможно при уменьшении связи пробного объекта с термостатом, т.е. диссипации (трения). Иными словами, необходимо увеличивать добротность осцилляторов или время релаксации свободных масс. Изложенный результат послужил основанием следующих трех основных направлений исследований: разработка и создание систем с малой диссипацией, разработка и реализация новых методов измерений на основе таких систем, развитие теории квантовых измерений.

Наиболее яркие работы В.Б. Брагинского.

1971 год: подтверждена справедливость принципа эквивалентности на уровне 10-12 (результат, который остается непревзойденным); экспериментально установлено равенство модулей зарядов электрона и протона на уровне 10-21 и отсутствие свободных кварков в макрообъектах (с массой больше милликеновской на 7 порядков), что послужило основой глюонной модели барионов.
1977 год: предложены и обоснованы принципы квантовых неразрушающих измерений – КНИ (в английской транскрипции Quantum NonDemolition - QND), позволяющих преодолеть СКП. Этот новый принцип квантовых измерений во второй половине 80-х был успешно продемонстрирован в оптических опытах в ряде лабораторий Франции и США.
1987 год: предложены и созданы диэлектрические резонаторы СВЧ диапазона из сапфира с модами типа "шепчущая галерея", в них достигнута добротность, превышающая 109. Эти резонаторы успешно используются во вторичных стандартах частоты, для дальней спутниковой навигации и в радиоастрономии.
1989 год: предложены и реализованы оптические микрорезонаторы, также с модами типа "шепчущая галерея", с добротностью 3 108, которые позднее нашли применение в опытах по исследованию квантово-электродинамических эффектов и в различных оптоэлектронных устройствах.
1992 год: начата совместная работа с Калифорнийским Технологическим Институтом, поддерживаемая специальным грантом NSF США. Ее целью явилось участие группы ученых физического факультета под руководством Брагинского В.Б. в разработке лазерных гравитационно-волновых антенн (проект LIGO). В 2005 году 2 антенны первого поколения начали поиск гравитационного излучения, завершившееся успехом в спустя десять лет.