Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Соня, Аня и Наташа

Sunday, 03 July, 17:07, maksina.livejournal.com
Чеховские героини в исполнении Марии Лилиной, со дня рожения которой сегодня, 3 июля,  исполнилось 150 лет.

Я очень любила в детстве рассматривать этит фото - он были в огромном альбоме с фотогарфиями со спектаклей по пьесам Чехова. Так что все эти фотографии я помню с детства.

ЛИЛИНА, МАРИЯ ПЕТРОВНА (настоящая фамилия Перевощикова, по мужу – Алексеева) (1866–1943), актриса МХТ. Народная артистка РСФСР (1933). Жена (с 1889) и сподвижница К.С.Станиславского. Творческий путь начался в 1888 вместе со спектаклями «Общества литературы и искусства».

Родилась 21 июня 1866 в Москве семье нотариуса. Рано осиротела и воспитывалась в Екатерининском институте. В институте выступала в ученических спектаклях. По окончании института стала там же классной дамой, в связи с ухудшением материального положения семьи. Нарушая правила Екатерининского института, участвовала в спектаклях «Общества искусства и литературы», возглавляемого К.С.Станиславским. Именно тогда родился ее сценический псевдоним. Начинающая любительница окончательно посвятит себя сцене, покинув стены института.

Первые роли в «Обществе литературы и искусства» – Клодина в Жорже Дандене Ж.Б.Мольера, Луиза (Коварство и любовь Ф.Шиллера) и др. На сцене Общества она сложилась в самобытную и тонкую актрису с широким диапазоном ролей – от комедийных до драматических. Исполнительская манера Лилиной в тот период отличалась простотой и естественностью, живым чувством, искренностью и юмором. Ей были свойственны такие качества, как острый ум, изящество движений, безупречный вкус и неприятие фальши.

В 1889 году Мария Лилина вышла замуж за Константина Сергеевича Станиславского; в 1898 году вошла в труппу созданного им Художественного театра, став одной из ведущих актрис МХТ .Ко времени создания Московского Художественного театра в 1898 Лилина была уже актриса с именем. Самым органичным образом она вошла в ансамбль нового театра, осознавая масштаб творческих задач, поставленных перед актерами. Огромную роль в творческом становлении актрисы сыграли роли чеховского репертуара, получившие высокую оценку самого Чехова. Прежде всего, это Маша в Чайке (1898) и Соня в Дяде Ване (1999). Она, по отзывам, играла их «как природный поэт», создавая образы характерные и лиричные одновременно. Внутренний трагизм обеих женских судеб раскрывался актрисой через оптимизм, любовь к жизни, жажде света и счастья. Вершиной в чеховском цикле стала роль Наташи (Три сестры, 1901). Если первые чеховские роли Маши и Сони были ей по-человечески близки, то воинственное мещанство Наташи лежало вне ее душевного круга. Актриса приходит к нему через глубокий опыт жизненных наблюдений, постепенно сживаясь с чуждым ей обликом, органически погружаясь в него. В целом ей удалось создать своеобразную трилогию чеховского женского характера, полюса которого были соединены жизненной правдой. Ее дарование было сразу отмечено и оценено современниками-мастерами МХТа: «Лилина очень конкретная, очень реальная актриса, которой равно чужды и беспредметная лиричность и абстрактный гротеск». Особняком в творчестве актрисы стояла роль Ани (Вишневый сад, 1904), выбранная Лилиной за молодой оптимизм героини, бывшей на 20 лет моложе самой актрисы. Автор и режиссеры назначили ее сразу на четыре роли: Ани, Варвары, Шарлотты и Дуняши. В 1911 она сыграла Варю.

В пору своей художественной зрелости Лилина в основном выступает в русском классическом репертуаре, как мастер психологического и жанрового портрета. Женские образы Лилиной удалось представить в Горе от ума А.С.Грибоедова, когда она за десять лет (1906–1915) сыграла три роли: служанки Лизы, отличающейся крестьянской хваткой, сметливостью и лукавством, графини-внучки и Хлестовой, уже с преобладанием сатирических красок.

С 1911-1913, со времени зарождения и освоения театром системы Станиславского, к которой Лилина отнеслась с большим пониманием и ответственностью, были сыграны значительные роли: Каренина в Живом трупе Л.Н.Толстого, Дарья Ивановна в Провинциалке И.С.Тургенева, Марья Тимофеевна в Николае Ставрогине (по роману Бесы Ф.М.Достоевского). Все перечисленные роли были сыграны в дуэте с К.С.Станиславским, которого Лилина считала своим учителем, а он ее лучшей своей ученицей. Партнеры ловили «подводное течение» друг друга, играя не словами, а по глубокому внутреннему содержанию, взаимно дополняя и обогащая свои роли тончайшими оттенками.

После первого сезона денежные затруднения МХТ побудили их обоих отказаться от оплаты их актерского труда; так же безвозмездно Лилина руководила костюмерной частью. Уделяя большую часть своего времени и сил семейным обязанностям, она боялась подвести театр и редко претендовала на новые роли, сама просила, чтобы ей были подготовлены дублеры (исключение — роль в спектакле «У царских врат», которую она не хотела уступить М. Н. Германовой, однажды заменившей ее по болезни).

Начиная со второй половины 1915 до 1925 жизнь МХТ шла с большими осложнениями, чему виной была война, трудный послереволюционный период, когда часть труппы оказалась отрезанной на три года фронтами гражданской войны, наконец, гастрольная поездка в Америку (1922-1924).

Начиная с сезона 1927/1928 Лилина работает только над ролями эпизодического плана. Социальную углубленность приобретают некоторые прежние ее роли, такие как старуха Хлестова. После перерыва, связанного с болезнью Станиславского, она выходит на сцену в 1931 в роли полковницы Карпухиной (Дядюшкин сон Ф.М.Достоевского). Она исполнит эту роль в остросатирической манере. Одна из последних ролей Лилиной (сыграв ее в последний раз, в 1942, актриса покинет сцену) станет роль матери Вронского в спектакле Анна Каренина.

Станиславский посвятил ей свою книгу Работа актера над собой.

С 1935 преподает актерское мастерство в последней Оперно-драматической студии Станиславского, претворяя на практике новые педагогические приемы великого режиссера. После кончины мужа она берет к постановке со студийцами чеховский Вишневый сад, который по замыслу актрисы приближался к Чехову, т.е. должен был прозвучать как комедия. Работа Лилиной в Студии была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.

Умерла Лилина 24 августа 1943 в Москве.

Источник

Это Лилина в роли Сони.




Аня из "Вишневого сада"


Что она - жена Станиславского, и что Лилина - это псевдним я не знала.

Наташа ("Три сестры").


Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)