Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Освобождение Хайфы. 1948 г.

Wednesday, 01 June, 12:06, wolf-kitses.livejournal.com


«...Из хайфского порта уходили тяжело груженные суда под британскими флагами. Гражданские и семьи офицеров уже уплыли, сами офицеры грузили багаж. К 21 апреля генерал-майор X. Стокуэлл, ветеран мировой войны с Бирманского фронта, отвел войска из города, оставляя под охраной сам порт. Для Хаганы это был сигнал к действию.

Арабским сопротивлением в городе руководил ливанский друз, капитан Амин Бей Иззатдин, с которым Стокуэлл обсудил обстановку. Не ожидая сиюминутного начала борьбы за город, англичане сосредоточились на отправке багажа. Офицеры решали непростые вопросы. Багаж в крупных контейнерах, включая и личную мебель из домов офицеров, уходил за счет государства. Стоит ли отправлять столовое серебро и фарфоровые сервизы отдельно за свой счет, или лучше их отправить вместе с мебелью за государственный счет? А если пропадет или в плавании побьется? Пренебречь бесплатной доставкой?

Пока англичане решали подобные дилеммы, командиры Хаганы Моше Кармель и Мордехай Маклеф разработали операцию по захвату Хайфы под названием Миспараим («Ножницы»). В расположенной на склоне горы Хайфе арабские кварталы находились внизу, у порта, а еврейские кварталы — выше по склону. Наступление сверху вниз пойдет двумя колоннами в виде ножниц и разрежет арабскую часть города на три части.

И начался 48-часовой бой за Хайфу. Сначала оседлали стратегический мост Рашмийя, чтобы лишить арабов возможности получить подкрепление. По численности арабское население города в апреле 1948 года превосходило еврейское. Иззатдин, однако, сбежал на судне в Бейрут якобы за подкреплениями, а за ним и его заместитель. Оставленные без командования арабские защитники, числом около 600, дрогнули. Оружия у них было мало. Арабская Лига отправила в город 11 конвоев с оружием и боеприпасами, но евреи подкупили ответственного работника Арабской Лиги (по 150 долларов за конвой) и он выдал Хагане детали и маршрут (!). В результате девять из этих конвоев евреям удалось перехватить. У еврейских сил уже были своего изготовления минометы — «давидки». По мере того, как бой спускался к арабским кварталам, мирных жителей охватила паника, им мерещилась вторая Дейр Ясин, и они толпами хлынули из города, бросая в домах имущество. Наиболее истеричные бежали к докам порта, умоляя посадить их на суда. Логика в этом бегстве была простая —страх мести. В декабре 1947 года арабы убили в Хайфе 41 еврейского рабочего нефтеочистительного завода.

Когда победа Хаганы стала ясна, англичане организовали мирные переговоры.

Председательствовал голубоглазый Стокуэлл. Дальновидный старый генерал понимал, что чем быстрее евреи овладеют Хайфой, тем спокойнее последние англичане закончат эвакуацию. Евреи предложили простые условия, набросок договора

о перемирии содержал 11 пунктов:

1. Арабы сдаются сами и сдают все оружие, включая взрывчатку.

2. Оружие сдать к полудню 23 апреля.

3. Убрать все арабские блокпосты с дорог.

4. Все арабские мужчины, которые не имеют палестинского гражданства, пусть

убираются из города и страны в течение 24 часов.

5. Всем европейским нацистам сдаться еврейским войскам.

6. Комендантский час на 24 часа.

7. Кто вовремя не сдаст оружие —пусть пеняет на себя.

8. После комендантского часа пусть все занимаются своими обычными делами.

9. Все жители Хайфы равны в правах и свободны.

10. Возникшие вопросы обсуждаем на встречах в мэрии города.

11. Перемирие вступает в силу немедленно.

По первому впечатлению, арабская делегация во главе с арабским мэром города Виктором Хайеком была готова договор подписать. Но затем они стали тянуть время и в конце подписывать бумагу отказались. Арабские лидеры Хайфы пытались связаться с Дамаском по радио, которое находилось в здании сирийского консульства. Они испрашивали инструкций, что делать, но ответа не получили. Нет, ответили арабы, мы не хотим быть под управлением Хаганы, лучше уж бездомные скитания. И действительно, арабские отцы города бросили клич арабам из города уходить. Опять же, богатые арабы покинули Хайфу до апреля и переехали с семьями в Бейрут и Дамаск.

Теперь же из города бежали неимущие жители, которым одна дорога была в лагеря беженцев. Кому не хватило места на судах, плывущих в Ливан, отправились пешком в Назарет. Евреи сильно озадачились этим тотальным Исходом. Мэр еврейской части города Шабтай Леви и представитель центра Абба Хуши лично бегали уговаривать арабов не уходить. Отпечатали листовки, призывающие арабское население остаться, успокоиться, продолжать работать. Ничего не помогало, десятки тысяч людей добровольно уходили в изгнание.

Для города со смешанным населением это было трагедией. Большинство фабрик в Хайфе держали евреи и работали там еврейские рабочие. Несколько маленьких фабрик принадлежало арабам, использовавшим арабскую рабочую силу. Но в Хайфе было очень много британских производств —хранилища нефтяных компаний, нефтеочистительные заводы, порт, железные дороги, масса контор. Рабочая сила на этих предприятиях была по национальному составу смешанной. Теперь вся эта система рушилась.

Известия о великом бегстве арабоязычного христианского и мусульманского населения из Хайфы распространились быстро. Бен-Гурион, опасаясь очередных кошмаров по типу Дейр Ясин, ринулся в Хайфу, чтобы самому во всем убедиться. Ошарашенный бродил он по пустым улицам арабской части города. «Жуткий и фантастический район, — записал он позже в дневнике, — мертвый город, город труп». Позже выяснилось, что помимо обычного человеческого страха был еще и приказ Верховного арабского командования из Дамаска покинуть город. Планируя войну против еврейского государства, горячие головы в арабских столицах полагали, что их доблестные самолеты разбомбят Хайфу до последнего кирпича. Писали также, что арабское радио вещало на Хайфу и призывало жителей покинуть город, но фактических подтверждений этому нет.

Последний всплеск английской государственной активности по поводу Палестины случился 22 апреля, когда в Хайфе бои были в самом разгаре. Фельдмаршал Монтгомери, начальник британского генштаба, был срочно вызван к премьер-министру Эттли. Когда бравый воин прибыл на Даунинг-стрит, 10, его там уже ждали помимо Эттли министр иностранных дел Бевин и министр обороны Александер. Эттли начал издалека. Вы газеты читаете? — поинтересовался он у Монтгомери. — Ну. — Про бои в Хайфе слышали? — Ну. — А вы читали, что в городе убито 23 тысячи арабов? —злобно встрял Бевин, —ситуация катастрофическая, вы что-то собираетесь предпринять? Фельдмаршал ничего не знал о переговорах Стокуэлла с воюющими, но он не смутился. Монтгомери спокойно ответил, что он не верит всему, что пишут в газетах и считает цифру арабских потерь сильно преувеличенной. Два дня нажимал на него Бевин, чтобы заставить армию вмешаться в бои в Хайфе, но Монтгомери отказался. Благодаря этому англичане в палестинскую гражданскую войну так серьезно и не вмешались.

Документы британской полиции были захвачены Хаганой после того, как британцы оставили Хайфу. Из них они узнали, что организованный отъезд часта арабских жителей города был результатом переговоров о перемирии после того, как еврейские силы овладели городом. Арабские военные представители не хотели подписывать соглашение о прекращении огня и просили англичан помочь перевезти арабское население в соседние страны. Англичане выделили средства, в основном грузовики. Лидеры и официальные представители арабов Эрец Исраэль подчеркивали добровольный характер отъезда и гордились этим. Еще до массового отъезда Джемаль Хуссейни, председатель Высшего арабского совета, сообщил в Совете безопасности ООН: «Арабы не хотели оказаться в плену перемирия... Они предпочли оставить дома, имущество, все, что у них есть, и уйти из города. Так они и сделали» (Записки Совета безопасности ООН, третий год, No 62, 23 апреля 1948, с. 14).
Михаил Штереншис. История государства Израиль

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)