Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Последние дни в Антарктиде, 12-20 января 2016 г.

Tuesday, 08 March, 14:03, ekaykin.livejournal.com
С задержкой в полтора месяца завершаю рассказ о поездке в Антарктиду на франко-итальянскую станцию Конкордия.

13 января отобрал пробы снега из микрометеорологической траншеи:



Согласно программе работ, мне нужно было выкопать 2-метровый шурф и взять пробы снега для изучения изотопного состава. Для чего это нужно? Изотопный состав снега (концентрация тяжелых молекул HD16O и H218O) характеризует температуру воздуха, при которой сформировались осадки (именно этот принцип используется при изучении глубоких ледяных кернов для того, чтобы узнать, каков был климат Земли десятки и сотни тысяч лет назад). Изучив образцы из шурфа глубиной 2 метра, можно узнать, как менялся изотопный состав снега за последние 25-30 лет, сравнить эти данные с рядом температуры воздуха, полученным на метеостанции Конкордии, и уточнить изотопно-температурную зависимость.
Но зачем копать, если есть готовая траншея, причем глубиной не 2, а целых 6 метров? Эммануэль (это мужчина, если что), Мари и Люси - исследователи микрометеоритов - любезно пустили меня в свою траншею, при условии, что я надену стерильный костюм, дабы не загрязнить снег чужеродной пылью. Работать в этом костюме довольно неудобно, кстати; и с погодой не очень повезло - продолжался начавшийся накануне поземок. Но всё сделал.
14 января внезапно объявили, что расписание полетов изменилось, и нас увезут с Конкордии не 19 числа, как планировалось изначально, а 16-го.
Соответственно, 15-го числа мы с моим напарником Фредериком срочно демонтировали и упаковывали всё оборудование. Потом я разобрал свою климодежду, раздал людям, остающимся на зимовку, неиспользованный запас теплых носков, шапку-ушанку и т.д.
Вечером прилетел самолет со станции "Марио Зукелли", пилоты остались ночевать на станции.
Утром 16 января состоялось совещание начальников с пилотами (забыл сказать, что на Конкордии в этот момент было аж 3 начальника: прежний начальник сезона Серджио, новый начальник сезона Люка, а также начальник будущей зимовки, все итальянцы; ей-богу, не знаю, для чего нужно столько начальников). Решали, куда самолету лететь - на Марио Зукелли или на Дюмон-д'Юрвиль. В первом случае у нас появилось бы еще 1-2 лишних дня на Конкордии. Говорят, при принятии решения учитывалось всё - от погоды до меню в столовой на МЗ и ДДЮ. В итоге решили лететь все-таки лететь на ДДЮ, и в 11.30 мы покинули Конкордию...
Лишь на взлетной полосе я осознал, как много новых знакомых у друзей у меня образовалось за эти 1,5 месяца - вся станция пришла провожать!
Первое впечатление, когда прилетаешь из центральной Антарктиды на береговую станцию - это совершенно необычный воздух: очень густой, влажный, наполненный запахами, как будто даже сладкий. Потом понимаешь - здесь он абсолютно нормальный, это там, на куполе, он был необычный.


Архипелаг Жеоложи и станция Дюмон-д'Юрвиль

На ДДЮ мы прожили 4 дня, наслаждаясь теплой погодой и Солнцем. Я сразу же отправился проведать колонию пингвинов. Всё это время я немного волновался - как там у них дела, высиделись ли яйца, вылупились ли птенцы? Казалось бы, они тут уже много-много тысяч лет живут, наверное, знают, что делают; и все равно беспокойство - а вдруг на сей раз не получится? - уж слишком невероятным кажется тот факт, что в Антарктиде можно жить и выводить потомство.




Но жизнь опять победила! В колонии "аделиков" - страшный гам, колония увеличилась вдвое. Почти у каждой пары пингвинов по двое малышей. Пингвинята ужасно симпатичные, покрыты детским пухом, мерзнут, жмутся друг к другу. Плавать они еще не умеют, их кормят родители. А надо еще следить за поморниками, которые норовят стащить птенца себе на прокорм... Взрослые адели заметно нервничают, и на людей тоже смотрят подозрительно. В марте вся колония вместе с повзрослевшими птенцами уйдет кочевать в океан, чтобы вернуться на то же место в октябре.




20 января мы сели на "Астролябию", которая в тот же день покинула Антарктиду и взяла курс на Тасманию.


"Астролябия"

Плавание прошло без происшествий, разве что качало посильней, чем на пути в Антарктиду. Многих свалила морская болезнь, и те из пассажиров, что остались на ногах (включая меня), приносили больным воду и фрукты.


Последний взгляд на Дюмон-д'Юрвиль

24 января благополучно прибыли в Хобарт, и начались мои тасманийские приключения - но об этом будет отдельный рассказ.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)