Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Вернуть детям астрономию и космические мечты!

Воскресенье, 07 Февраль, 23:02, don-beaver.livejournal.com


С огромной радостью узнал, что в России есть планы вернуть астрономию в школы.
http://rusnovosti.ru/posts/407887
http://www.newsru.com/russia/06feb2016/stars.html

Всячески поддерживаю эти предложения. (Если кто в министерстве образования их не поддерживает, то его надо гнать в шею и назначать кого-нибудь пообразованнее).

Науки о космосе и космонавтика находятся на подъёме, пусть не так быстро как хотелось, но преодолевают всё новые и новые рубежи. Появилась частная космонавтика, развиваются новые типы многоразовых ракет-носителей. На орбите существует космическая станция, постоянный форпост человечества с шестью его представителями на борту – настоящий символ международного освоения космоса. Открыто ускоренное расширение Вселенной, что поставило перед теоретиками новые задачи. Первые земные аппараты вышли в межзвёздное пространство. В 2015 году закончена «Большая инвентаризация» Солнечной системы: возле всех 9 ранее известных крупных планет, включая Плутон, побывали космические аппараты, как и возле комет и астероидов, включая крупнейшие Цереру и Весту. Открыто множество двойных астероидов и спутников астероидов. Мы сейчас знаем устройство нашей Солнечной системы гораздо лучше, чем раньше. Астрономия повернулась лицом к Земле – и сейчас с помощью космических технологий активно развиваются науки о Земле, запускаются все новые и новые исследовательские спутники, которые смотрят не на звёзды, на нашу, самую важную во Вселенной, планету.

В этих условиях не вернуть астрономию в школы – значит, лишить детей важнейших знаний, умения правильно понимать и оценивать развитие космических технологий, а также осознавать глобальные экологические риски от роста земных технологий. Например, тема глобального изменения климата, влияющего на экономику России и всего мира, требует значительного научного и астрономического фундамента для понимания. Выбросив из школьного курса астрономию, мы лишили российскую космическую индустрию (одну из немногих высокотехнологических российских отраслей, конкурентных на мировом рынке) притока подготовленной молодежи.

Конечно, со времени создания классического учебника астрономии Б.А. Воронцова-Вельяминова прошло много лет - и эта книга требует кардинальной модификации. Возможно, лучше написать новый учебник, который будет освещать наиболее интересные астрономические темы. Я полагаю, что современный учебник по астрономии должен включать в себя четыре больших раздела (кроме исторического введения и небесно-механического минимума):

1. Звёздно-галактическая астрономия и космология. (Новые снимки галактик и туманностей, ускоренное расширение Вселенной).
2. Солнечная система и планетология. (Полная инвентаризация тел Солнечной системы. Экзопланеты и экзобиология. Астероиды со спутниками. Челябинский суперболид. Метеоритика).
3. Земля как планета: взгляд из космоса. (Атмосфера, гидросфера, криосфера, суша и растительность. Глобальная экология).
4. Космонавтика. (Типы ракет и различные виды спутников. Планы по изучению и освоению Луны, Марса и т.д.)

Говорят, что математика – царица всех наук. Это не так. Математика – это скелет всех наук, а царицей всех наук является астрономия. Именно там сливаются в изучении конкретных объектов все частные науки – механика, физика, химия и даже биология. Изучение любого космического тела – от огромной Земли до крохотной кометы требует синтетического подхода, умения видеть картину природного объекта в целом. В «Астровитянке» я придумал науку «системологию», которая учит воспринимать объект во всем многообразии его взаимосвязей с остальным миром. На самом деле, астрономия – это и есть такая системология в приложении к космосу, которая учит смотреть на мир с универсальной точки зрения – не глазами физика или химика, а глазами естествоиспытателя, который применяет для изучения сложного природного объекта весь спектр научных методов.

Если понадобится, то я готов стать соавтором такого нового учебника по астрономии. Будучи автором четырёх научно-популярных книг, соавтором двух научных монографий и пары астрономических энциклопедий, я помогу сделать такой учебник информативным и увлекательным. Целиком я такую книгу не потяну, но думаю, что коллектив из 5-6 авторов может сделать красочный и современный учебник по астрономии, который дети будут читать с пользой и удовольствием. Учение с удовольствием – разве это не мечта и детей, и педагогов? Астрономия может и должна стать увлекательным предметом, который синтезирует все школьные курсы в цельную картину мироздания.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)