Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Redux

Четверг, 28 Январь, 22:01, superhimik.livejournal.com

Everything dies



   Большего поклонника сериала «Секретные материалы», чем я, ещё надо поискать. Пересматривал его целиком не знаю, сколько раз, может, 40. Короче говоря, я причисляю себя к разряду тех, кто имеет полное право судить о недавно вышедшем продолжении. :-D.
   
   К своему стыду, когда я узнал о том, что готовится продолжение, я не нашёл времени подумать о том, каким оно могло бы быть, и потому моя критика может показаться несправедливой и предвзятой, но я продолжу.
   Начну, правда, с формы, а не с содержания.
   Скажу, как водится, банальную фразу: время неумолимо старит, и это, с одной стороны, очень печально. Но раз наше рождение произошло, то лично мне хочется верить, что это было угодно не только родителем, но и для благой цели высшей силе :-), называйте её как хотите.
   Мудрость народа навахо гласит: «Человек жив, пока существует хотя бы один помнящий о нём». Когда я вспоминаю эти слова, сказанные, кстати, одним из героев сериала, мне становится, признаюсь, очень грустно. Я начинаю думать о том, что пройдёт время, и на Земле не останется никого, кто бы меня знал и помнил, как будто меня совсем и не было. Оказывается, мы рождаемся не только, чтобы умереть, но и чтобы стать забытыми…
   Когда я был существенно младше, мне казалось, что если применить мудрость навахо к главным героям сериала, то их можно счесть бессмертными: Малдер и Скалли ныне и присно и во веки веков. Но вот я стал взрослым, и у меня такая мысль: интересно, смотрело ли этот сериал поколение айфона? Интересна ли современным подросткам подобная тема вообще?..
   Итак, главные герои постарели. Духовны начал мне лицом напоминать Шварценеггера (ничего не имею против Арнольда!): тот же блеск в глазах, та же одутловатость. В одном из интервью Дэвид говорит о том, что продолжение далось ему нелегко в том числе и из-за возраста. Мне кажется, это заметно на экране. Стоило ли идти на поводу фанатов ради того, чтобы поседеть на съёмочной площадке окончательно?
   Андерсон, конечно, изменилась меньше. Глянув одно из недавних интервью я, признаться, подумал, уж не было ли оно снято давно – так свежо и молодо выглядела Джиллиан. Однако её причёска в первых двух сериях никуда не годится! :-D Настраивает на очень грустный лад. Нет, я всё понимаю, личная трагедия героини не могла оставаться в стороне. Но, опять же, на мой взгляд, печаль – не та эмоция, которая может привлечь фанатов такого некогда динамичного сериала как «Секретные материалы».
   Несмотря на то, что специальные агенты Малдер и Скалли называли себя друзьями, между ними (до определённого момента, о котором, тем не менее, долго спорили, наступит ли он) был хорошо заметен барьер, который, как мне кажется, шёл сериалу на пользу, с одной стороны создавая интригу, а с другой стороны позволяя сосредоточиться на расследуемых делах.
   В первых же двух новых сериях на главных героях, повторюсь, лежит печать совместно пережитого горя, о котором сценаристы не устают нам постоянно напоминать. Хочется у них спросить: WTF?
   «Секретные материалы», какими я их знаю, – это драма. Чертовски захватывающая и даже нравоучительная. Но нравоучительная не заунывным и вымученным, скучным морализаторством. В каждой серии нам показывают бренный мир, полный злобы, ненависти и предательства, и двух людей, который живут стремлением узнать истину и верой в то, что за пределами этого мира тоже есть жизнь. Можно спорить как о предмете их веры, так и способах её отправления, но нельзя отказать её апологетам в настойчивости и преданности. Зрители должны знать, что из каждой жестокой мясорубки главные герои во имя своей веры, да и дружбы, обязательно выберутся. Словом, что не убивало Малдера и Скалли, всегда делало их сильнее. Можете думать, что я скатываюсь в пропасть, но я не хочу в продолжении «Секретных сериалов» реализма и не хочу драмы в отношениях между актёрами – мне хватает её в жизни. Я хочу как в детстве эти 40 минут смотреть, открыв рот и не отрываясь ни на что хоть в малейшей степени, как мои любимые герои спасают себя, свою веру и, чёрт подери, человечество. Пусть драма будет в моём переживании за героев, а не в переживаниях Малдера и Скалли!
   Теперь по содержанию.
   Первую серию я не понял вообще. Честно признаться, я не все серии понимал и раньше и даже думал, что я тупенький. Потом, правда, читал, что пишут другие и успокаивался, убеждаясь в том, что не я один могу так посредственно мыслить.
   Крис, извини, но какая, на лабутенах нах Света, какой Тед О'Мэлли? Может, я чего-то опять не понял (тогда, прошу, прости меня, Крис), но очередное прозрение Фокса об очередном заговоре – это за гранью добра и зла. Мы это знаем и уже видели, равно как и поиски внеземной ДНК в крови Скалли (хорошо хоть на форезах уже не 2 полоски, как раньше).
   Зачем ты противопоставляешь современный гаджетовый медиамир постаревшим героям? Впиши их туда органично так, чтобы мы о…ели от того, как Скалли с помощью смартфона анализирует труп, а Малдер (и тут я задумался о том, что же умеет делать Малдер кроме как щёлкать семки), превращает тот же смартфон в детектор лжи и раскусывает брехню какого-нибудь очередного Крайчека.
   И тут я снова задумался.
   Главная фишка «Секретных материалов» с точки зрения художественного инструментария главных героев заключается в том, что все они умеют мыслить. Наитие, интуиция, невообразимые гипотезы, холодный расчёт, логика, расследование преступления или его совершение – за всем стоит сила мысли и острота ума. Я совершенно ничего не имею против напичканного спецэффектами по самое не могу экшена и тупых американских комедий, но мыслящий герой, на мой взгляд, переводит фильм из разряда «кино» в образец кинематографического искусства. Но можно ли мыслящих, текстовых героев (вспомните окончание многих серий, когда герои пишут на ноутах свои отчёты) перенести в эпоху гипертекста, в котором текста как такового нет, а есть ли его пересказ? Насколько успешна может быть такая пространственно-текстово-временная телепортация?..
   Едем дальше.
   При всей оригинальности прошлых «Секретных материалов», в них куча повторов. Критиковать это бессмысленно: вся наша жизнь – это, в какой-то степени, дежавю пусть не на филогенетическом, так на онтогенетическом уровне, если так можно выразиться, т.е. не более чем очередной виток крошечной людской истории. Так что я снимаю шляпу перед огромным талантом и неуёмной фантазией сценаристов, мастерством режиссёров и актёров, которые смогли заставить зрителя поверить в уникальность происходящего и в течение почти десятка лет сохраняли свежесть кинематографической мысли.
   В связи с этим у меня вопрос: думали ли создатели 10-го сезона над тем, что их новое творение будут сравнивать с предыдущими сериями и жёстко препарировать? Одно дело, когда монстры недели органично перемежаются с успешно развивающейся и лихо закрученной основной темой в рамках, так сказать, одной кинематографической жизни. Но она прожита, друзья мои! Малдер уже вылез из могилы. Не кажется ли вам, что превращаете его в зомби (не правда ли символично, а)? Мы уже слышали голоса в голове и видели стаи птиц! Хочу новойтравы шизы, потому что после Грина, Стаута и Тейлора читать школьный учебник уже не вставляет.
   И заключительный гвоздь в крышку гроба аккорд.
   Другая мудрость народа навахо нашего жестокого капиталистического мира гласит: «о чём бы мы с вами не говорили, мы всё равно говорим о деньгах». Это я, будучи маленьким мальчиком, думал, что фильмы снимают, чтобы людям были интересно их смотреть. Но всё же сейчас я думаю так: хорошее кино это всегда «бюджет плюс», т.е. не только способ срубить бабла. Могу пафосно заявить, что это стремление сказать миру что-то, может, даже, в чём-то его переубедить, а, может, просто насмешить. Пока то количество промо, которое я наблюдаю, и его качество убеждают меня в том, что баблосоставлящая сериала возымела верх. Или я поспешил с выводами?

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)