Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Станция Конкордия, 24 декабря 2015 - 5 января 2016 г.

Wednesday, 06 January, 19:01, ekaykin.livejournal.com
Надеюсь, вы немного пришли в себя после новогодних праздников и готовы воспринимать мои полевые заметки из Антарктиды. Продолжаю рассказ о жизни и работе на франко-итальянской антарктической станции Конкордия.

0449 вид на станцию с башни.jpg

И начну с празднования Рождества.


24 декабря к 19 часам все собрались в комнате отдыха на аперитив ("аперó", как говорят французы). Народ нарядился кто как мог. Голландец Флорис (доктор от ESA, который остается на зимовку на Конкордии) облачился Сантой; женщины надели платья и накрасились.
В качестве аперитива было предложено шампанское и "клубничное вино" (клубника с белым вином и сахаром), а на закуску - устрицы, фуа-гра и улитки (да-да, устрицы, фуа-гра и улитки в центральной, мать её, Антарктиде!). Это с французской стороны; Италия была достойно представлена пиццей.
В 8 вечера расселись за празднично накрытыми столами. Перед каждым лежало распечатанное меню, которое сулило 6 перемен блюд. (На меню на разных языках было написано "Счастливого рождества", в том числе и на русском). Честно говоря, к этому времени я уже был вполне сыт фуагрой, но нужно было не ударить в грязь лицом перед иностранными коллегами.
Итак, на ужин было...... впрочем, какая разница. Было вкусно.
А на запивку было шампанское и красное вино.
Весь процесс был обустроен, как в ресторане: ты сидишь - официанты тебя обслуживают. От нормального ресторана отличается лишь тем, что обслужив тебя, официант потом садится и ест рядом с тобой. Официанты и дежурные по камбузу в этот день были из числа добровольцев, одним из которых был и начальник станции.
Никаких тостов, никаких речей - все просто едят и пьют, общаются, перемещаются от одного стола к другому, кидаются друг в друга пробками от шампанского и ёлочными игрушками, обнимаются (особенно итальянцы - они постоянно друг с другом обнимаются), фотографируются, дурачатся, а потом снова едят, пьют и обнимаются.
После ужина все переместились в комнату отдыха и стали пить лимончелло.

В эти два дня (24 и 25 декабря) на станцию пришло множество рождественских поздравлений - пара десятков - со всех концов Антарктиды. Помимо прочего, пришли открытки от Российской антарктической экспедиции, и отдельно со станций Восток и Прогресс. Все поздравления начальник по местной электронной почте пересылал всем жителям станции.

vostok.jpg

Накануне, 23 числа, была еще видеосвязь с президентом Италии, который поздравлял жителей станции с Рождеством - но я это пропустил, так как был на работе.
Ну, и чтобы два раза не вставать, про встречу Нового Года: она прошла примерно так же, как и Рождество, только на сей раз было 7 перемен блюд, а на столах были свечи.



25 числа на станции был день отдыха. А на обед были лягушачьи лапки. Так что, я установил свой личный рекорд: за сутки попробовал все самые одиозные французские деликатесы.

В субботу, 26 декабря - еженедельное собрание жителей станции.
Начальник Серджио рассказал о том, что транспортный санно-гусеничный поход, которой идет сейчас с ДДЮ на Конкордию, задерживается минимум на 3 дня относительно графика. В одной из машин случилась поломка - части похода пришлось возвращаться обратно на Базу Прюдомм за запчастями.
Потом вновь выступал начальник технической службы, француз Оливье. Он был явно зол оттого, что ему опять приходится повторять то же самое, что и неделю, и 2 недели назад.
Выступление он начал так:
"Вы наверное думаете, что технический персонал станции - ваши рабы...." - народ удивленно приподнял брови - "... или мудаки" - продолжил Оливье.
В общем, я не буду вам пересказывать эти туалетно-душевые истории, которые вам уже, наверное, надоели так же, как и мне. Если в двух словах - какие-то недобросовестные полярники продолжают использовать инфраструктуру станции не по назначению, а техникам потом исправлять.

27 декабря я познакомился с тренажером корабля "Союз". Тренажер в упрощенном виде копирует место пилота "Союза": кресло, перед которым всякие ручки, кнопки и экраны. Управление кораблем для стыковки с МКС осуществляется двумя джойстиками: левый управляет поступательными движениями, правый - вращательными. Причем в управлении поступательными движениями есть хитрость: отклонение джойстика задает не скорость, а ускорение; поэтому, чтобы остановить движение, недостаточно вернуть джойстик в исходное положение - его надо еще отклонить в противоположную сторону. Процесс выглядит так: смотришь на приборную панель, которая показывает тебе, насколько ты далеко от стыковочного дока. Можно еще смотреть на экран перископа, там бывает лучше видно. Попеременно управляешь джойстиками, чтобы направить "Союз" к доку, при этом следишь за скоростью сближения (она должна составлять 1/200 от расстояния: например, при расстоянии 60 м скорость должна составлять 0,3 м/с, и т.д., а стыковка должна происходить на скорости 0,1 м/с).
Уходит какое-то время, чтобы сориентироваться в приборах и поймать нужное усилие джойстиков, но в целом, всё несложно. Дважды мне удалось удачно "состыковать" корабль с МКС.

Самое интересное за эти дни было 28 числа, когда я помогал Кристофу с Жан Батистом работать на "американской башне". Американская башня - сооружение из алюминиевых конструкций высотой 40 метров, возведенное лет 10 назад американцами для каких-то целей, и используемое всеми, кому не лень, для установки своих научных приборов. Задача Кристофа и Жан Батиста - поставить на башне приборы, которые впервые будут надежно измерять влажность воздуха, что позволит, наконец-то, определить степень перенасыщения воздуха водяным паром. Для этого надо было затащить на вершину башни сами приборы и несколько мотков кабеля.

0465 2015-й всё.jpg

Все детали работы рассказывать не буду, опишу лишь общее впечатление: людям с боязнью высоты к башне лучше не подходить. На самом верху эта зараза к тому же вполне ощутимо качается. В первый раз мы туда полезли со страховкой - больше для самоуспокоения, чем из-за реальной опасности упасть. На третий подъем уже страховку брать не стали, да и на высоту перестали обращать внимание. Гораздо больше проблем доставляли замерзающие руки - из-за постоянного контакта с металлом тело остывает мгновенно, а работать приходилось в тонких перчатках.
Но зато какой оттуда вид на Конкордию!!!

В другой день я прогулялся до "микрометеорологической" траншеи, расположенной в 3 км от станции в чистом секторе. Тут есть команда из трех ученых, занятых поисками микрометеоритов в снегу. По их просьбе механики выкопали бульдозерами титанических размеров траншею глубиной до 8 метров и длиной метров 50. Каждый день эта троица отбирает сотню-другую килограмм снега из определенного слоя возрастом около 100 лет, плавит снег и пропускает воду через фильтры, чтобы собрать всю пыль размером больше атмосферной. Говорят, уже около тысячи штук микрометеоритов собрали.

0470 искатели микрометеоритов.jpg

Вечером 2 января наконец-то прибыл поход с ДДЮ, и одновременно прилетел очередной самолет.
Поход: 11 машин, куча саней с топливом, с балками, с контейнерами. 12 человек, включая 3 женщин. Некоторых из походников я уже видел на ДДЮ.


прибытие похода

Самолет же прибыл без пассажиров, но привез 850 кг грузов. И два пилота остались ночевать на станции, так что общее количество человек было под 90. Это максимум того, что может вынести станция.
На следующее утро самолет улетел, забрав 7 человек, так что стало посвободнее.
А после завтрака я помог начальнику станции Серджио прибраться на алкогольном складе (нужно было подготовить место для новой партии алкоголя, прибывшей с походом). Этот склад - святая святых станции, единственное помещение, которое запирается на ключ (ну кроме, может, еще склада лекарств). Я уж не знаю, почему Серджио попросил о помощи именно меня - может, потому что я русский, а значит, априори разбираюсь в алкоголе?!


Серджио и склад алкоголя

И у меня есть еще одна преференция: мне позволено в любое время самому включать сауну...

4 января был "аврал" по разгрузке теплых продуктов, которые приехали с походом. (Вообще, "науку" привлекают к хозяйственным работам лишь в крайнем случае, в основном на добровольной основе. По радио делаются объявление "требуются волонтеры для такой-то работы").
Выглядело это так: продукты (в основном, напитки, сыр и алкоголь) приехали в обогреваемом контейнере в металлических сетках, вроде тех, которые бывают в супермаркетах. Один из станционных тягачей берет эти сетки на "вилы" и ставит у подножия "шумного" здания станции.
Мы эти сетки вручную разбираем и перекладываем продукты в металлический полуконтейнер наподобие ПУХТО (т.е., открытый сверху и с одной из четырех боковых сторон). Далее, тот же тягач теми же вилами поднимает этот контейнер на уровень второго этажа здания, где открывается дверь, за которой расположена "нулевка" (склад с температурой +4 градуса). Там уже стоят люди, привязанные страховочными тросами к стене, которые перекладывают продукты из контейнера на склад. Вся операция проходит быстро, нет надобности много таскать на руках (лишь переложить из сетки в контейнер), и тем более нет надобности таскать наверх. Возле главного входа станции есть гидравлический подъемник, с помощью которого можно поднять тяжелую вещь ко входу. Внутри станция также оборудована несколькими грузовыми лифтами - в общем, в плане перемещения грузов Конкордия продумана очень неплохо.
И еще момент: все ящики снабжены штрих-кодом: подносишь считывающее устройство, и видишь всю информацию - что, куда, кто получатель. Ошибиться трудно.

Вчера мы проводили с Конкордии научный поход. Три ученых и два механика на трех машинах ушли в точку "Lock In" в 135 км к северу от Конкордии, чтобы бурить ледник, изучать процесс превращения снега в лед и захвата льдом воздуха. Там они проведут примерно 3 недели, потом вернутся на Конкордию.
А сегодня утром станцию покинул и основной поход, так что население Конкордии сократилось до 60 человек.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)