Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Скелет под шкурой и груз новых технологий

Monday, 14 December, 12:12, ivanov-petrov.livejournal.com
Интересно посмотреть, на чем случаются "затыки" при освоении новых технологий. Самых обычных, бытовых. Вот человек жил, использовал бытовую технику - как все вокруг, в том числе и по мотиву "меньше отличаться от других", и - ступенька, он говорит - пошло оно, этого я делать не буду, да, я ретроград, я консервативен, ваши новые штучки не для меня я буду как раньше. Он отстает, он больше не может использовать то, что "все".

Я не видел каких-то углубленных обсуждений на этот счет с поисками общей причины. Обыденное объяснение - старый стал, мол, тут надо подумать, а не хотят думать, спекся человек, устал, шевелить мозгами не хочет. Так объясняют чаще всего.

Это объяснение не кажется пригодным - "новые" технологии иногда не берут вовсе не старые люди, а вполне молодые. Видел совершенно одинаковые "техники отказа" у 30-летних и у 70-летних. Не замечал корреляции "по уму" - человек может оставаться совершенно как раньше развитым интеллектуально, но вот новую технологию не берет.

Наблюдая за поведением тех, кто отказывается от тех или иных новых технологий и за собой, пришел к несколько иной гипотезе. Прежде всего: туманное указание на непоспевание за интеллектуальным усложнением технологий - ложный аргумент. Это внутренность новых технологий усложняется, а юзабилити, та сторона, которой они обращены к пользователю - упрощается. Тыкать в сенсорные кнопки на смартфоне - это даже проще, чем то убогое управление, которое было у пользователя в виндоуз, а виндоуз, конечно, безмерно проще для пользователя, чем самостоятельное программирование, последние кусочки которого еще виднелись в некоторых базах данных типа FoxPro. Техника становится не сложнее, а проще - разведение костра или самовара намного сложнее, чем пользование современным утюгом или чайником.

А что тогда? если требования к пользователю снижаются, почему люди довольно часто останавливаются на каком-то уровне, вдруг говорят - все, я больше в этих мышиных бегах не участвую, вот это я осваивать не буду? Про мышиные бега - это эмоции, призванные оправдать остановку, но сама остановка ведь чем-то вызывается?
Приглядевшись, можно увидеть, чем. Интеллект тут совершенно не у дел. Дело в привычках - прежде всего моторных, а также темпоральных.

Я помню проблемы, возникавшие при освоении мыши в виндоуз. У многих дело не шло - они могли и хотели работать с клавиатурой, а мышь ненавидели. Потому что освоение мыши требует выработки мотосенсорного навыка - надо перестать смотреть на руку, которая двигает мышь, и автоматически перемещать рукой курсор на экране. Те, кто половчее, почти не заметили перехода - им можно указать на навык совершенно подобный, но требующий по крайней мере нескольких часов, а то и дней, даже у самого ловкого человека - навыка работы с графическим планшетом. Когда ручкой на планшете вон там двигаешь, а смотришь только на экран и рисуешь. Это сравнительно сложный навык, его надо именно что выработать - помучиться день-два, и он появится. У более неловких людей те же проблемы с обычной мышью.

Таких моторных навыков новая техника требует довольно много. И многие неловкие люди, которые прекрасно работают головой, но неловки - все роняют, вечно у них сыпется и падает, руки кривые и т.п. - они чудесно адаптированы к работе с интеллектуальной составляющей компьютеров, а вот вырабатывать новые моторные навыки не хотят. И некоторые новые технологии встают перед ними преградами - именно двигательными, а не интеллектуальными. Они плохо вырабатывают моторные навыки, у них будут проблемы при освоении нейроинтерфейсов. И когда - скоро - такие интерфейсы появятся и станут массовыми, опять часть людей объявит себя ретроградами и консерваторами, и не по причине сложности навыка - навык в интеллектуальном отношении очень прост, а в смысле умения создавать новые двигательные паттерны. Обычно это связано не только с моторной ригидностью - это и эмоциональная негибкость. У людей как бы скелет зашит - из привычных эмоциональных и мышечных реакций. Они его с огромным трудом еще в подростковом возрасте, в школе выучили - многим и это стоило большой крови - и теперь они с этим скелетом на всю жизнь. Вы знаете это - привычные подергивания, жесты, улыбки, мимика, привычные реакции на воздействия - кнопочное управление человеком. Это не мешает таким людям быть очень интеллектуальными (по крайней мере иногда), а вот в плане человеческих отношений и отношений с вещами они - как запаянные схемы, скелеты моторных и эмоциональных действий.

Смартфон, помимо кнопочных навыков, сенсорных, дает пример еще одного типа автоматизмов. Опять - люди, у которых в этом отношении дела получше, могут вообще не замечать этого класса проблем, искренне недоумевая, что там сложного. Только приглядевшись к смартфонным проблемам, можно различить природу трудностей. Сразу скажу ответ: тайм-менеджеринг, управление временем. Большинство людей понимает, почему трудно рано вставать утром и вставать всегда в одно время, например, чтобы рано идти на работу. Очень многие люди перестраивают свою жизнь - выбирают такую жизнь, чтобы им никогда не надо было вставать рано и обязательно. У них получаются довольно причудливые творческие биографии, и они могут честно признаться - если б я мог вставать рано, я бы так и до сих пор работал бы... Это многим понятно. Так вот. Смартфон - это очень мощный и требовательный организатор времени, это такой вот ... кибернетический зверек, которого надо вовремя кормить и ухаживать, а то помрет. Это и зарядка - если не следить, он разряжен всегда, как только рука тянется использовать. Это тарифы, оплата. Это обновления. Множество мелочей: либо надо жить со смартфоном в руке, автоматом себя ему подчинив и все время делая то, что ему надо и пользуясь им, либо иметь очень четкую и сильную волевую организацию, когда, не пользуясь им постоянно, человек принимает целый пук обязанностей, связанных с организацией времени, и все делает для своего смартфона вовремя. Опять: тут уже речь о привычках в образе жизни, временной организации суток. Большинство людей имеют довольно жесткие и с трудом нарушаемые привычки обращения со временем. Самые неорганизованные люди на деле очень жестко организованы по времени - просто оно у них другое, чем у социума. Они привыкли, скажем, спать до 3 дня, а к полуночи им обычно хочется перекусить. Только при сравнении с другими это кажется вольностью и свободой - на деле эти люди прикованы к своим привычкам времени так же жестко, как те, что встают каждый день в шесть утра и на работу. Тоже скелеты, наборы жестких элементов, организаторов жизни, и сам человек почти не может это менять - он этим пользуется, живет за счет таких привычек (как мы живем по причине жесткости скелета) - но вот менять это и быть свободным он не может (или с очень большим трудом, редко).

Человек предстает совершенно иначе - как скелет из жгутов-привычек, на который накинута шкура социальной роли. Все кажутся нормальными людьми, обычными, а под этой видимостью - просто подергивания автоматизмов. Сам человек этого обычно не ощущает, считает себя свободным, а привычки свои полагает естественными правами. Он думает, что именно следование им делает его свободным. И вот на его свободу покушение - новые неприятные моторные навыки, необходимость жестко организовать время. Оказывается, смартфон сложен не как интеллектуальная машина, а как машина времени - жесткий организатор суток, и входить в отношения с таким внешним надсмотрщиком многие не хотят.
Можно так же рассмотреть и какие-то другие привычные технологии, за каждым устройством будет стоять набор психических автоматизмов, которые требуются для эффективного использования. И вот одни люди согласны вплести в свой каркас новый набор автоматизмов для того, чтобы на них могла висеть еще одна новая технология, а другие не хотят добавления костей скелета. Им и так тяжело.

Тут могут быть разные развороты. Просто для примера - можно делать зарядку, которая бы включала развитие нового двигательного навыка каждую неделю. Именно нового - сам его изобретаешь, сам вырабатываешь. Между прочим, при этом самым неожиданным образом меняется характер. Можно научиться самому управлять своими темпоральными привычками - зафиксировать какие-то действия в сутках, отчего появляется свобода относительно других действий. В общем, можно играть с этим скелетом, добиваясь - по желанию - большей для себя свободы, контроля над ним, или - большего удобства, подчинения ему. Или возможны рассуждения о том, как именно вводить новые гаджеты и технологии, понимая, что именно им противостоит, тут игры - замечательный помощник, и распространение компьютерных, виртуальных игр - это, конечно, замечательная находка, без этого очень многое, что свалится из ближайшего будущего, не пошло бы, было бы отвергнуто. Можно пытаться расшифровать структуру развлечений именно как зеркало, как проекцию имеющихся и наступающих, скоро ожидаемых технологий. Или рассмотреть многие новые технологии как выработку у человечества жестких дисциплинарных навыков. Или: попытаться найти подобные технологии организации и дисципилны в прошлом. Это легко: образовательные технологии, обучение письму (мелкая и очень нетрадиционная моторика), школа и организация времени уже для ребенка. Когда-то в тиски организованного времени попадали только городские рабочие, крестьянская жизнь иная. Потом это стало шириться, по человечеству распространяется дисциплина волевой организации - организации времени. Когда в 19 веке школы становятся государственными и это распространяется на "всех" детей - это новая стадия дисициплины, развития волевой сферы человечества. Интересно, что контроль тут внешний, хотя проникающий вовнутрь - не нарываться, умея приспособиться к давлению - это тоже присутствует. И так можно рассмотреть разные стадии усиления дисциплины и организации воли у людей - подчинения темпоральному внешне заданному ритму - и посмотреть, что будет с этим в ближнем будущем. В общем, на этом месте можно выполнить разные интеллектуальные фигуры, по желанию.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)