Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Французская антарктическая станция Дюмон-д’Юрвиль

Thursday, 10 December, 17:12, ekaykin.livejournal.com
Продолжение рассказа о моей 12-й экспедиции в Антарктиду

На Дюмон-д'Юрвиле провели всего 2 дня (5 и 6 декабря), но какие это были дни!



К станции подошли утром 5 декабря. ДДЮ расположен на острове Петрель в архипелаге Жеоложи. Корабль причаливает к краю припайного льда буквально в паре сотен метров от станции - очень удобно. Ну, это если повезет, конечно (как в этом году). В иные годы, говорят, Астролябия могла пробиться лишь на расстояние 70 км от базы, и тогда вся разгрузка осуществлялась вертолетами. Представляете, что это такое, если на станцию нужно доставить несколько сотен тонн топлива, а грузоподъемность вертолета всего лишь 1 тонна?
Ну да ладно, пришвартовались мы к кромке льда, все пассажиры сошли на этот лёд, а там нас подобрал вертолет и по 5 человек стал возить эти 200 метров до станции.



Станция состоит из пары десятков домов (не знаю, сколько точно): центральный дом под названием Sejour - столовая, место отдыха и встречи всех жителей станции. 2 жилых дома (зимний и летний), элетростанция, несколько лабораторных зданий (геофизики-магнетологи, сейсмо, метео, орнитологи, биологи, еще кто-то), склады, мастерские, гаражи.
Станция начала работу в 1952 году - сначала предполагалось, что она будет работать параллельно с уже действовавшей тогда базой Port Martin, но к тому времени PM как раз сгорел в пожаре, и ДДЮ стал основной базой. До сих пор сохранился самый первый домик, в котором в 1952 году зимовали всего 7 человек - теперь это музей, историческое место. А вообще, зимовка 2015 года называлась TA65 (65-я экспедиция на Земле Адели), а следующая будет TA66.


самый первый дом ДДЮ

Самая интересная особенность ДДЮ - это то, что прямо на территории станции расположена огромная колония пингвинов Адели. Вернее, если соблюдать историческую справедливость - это станция расположена на территории колонии. Собственно, выбор места для станции как раз и был обусловлен наличием тут колонии. Господи, пингвинов тут СТОЛЬКО!!! - совершенно точно я могу сказать, что за эти пару дней я видел пингвинов гораздо больше, чем за все свои предыдущие 11 экспедиций. Но на самом деле по размеру эта колония вполне средняя - просто другие антарктические станции расположены вдалеке от колоний, вот и пингвинов там меньше.



На каждой скале, на каждом камне толкутся пингвины; не знаю, сколько их (не спросил), но наверное много тысяч. У "аделек" сейчас как раз период гнездования - они высиживают яйца. Жизнь тут явно не простая - то и дело возникают драки; кажется, бездетные пингвины пытаются отбирать яйца у более удачливых соседей. Те хватают нападающих клювами за крылья и отбрасывают в сторону.... Иногда можно видеть трогательные сцены, когда пара пингвинов ласкает друг друга носами. А иной раз попадаются разбитые яйца - печальное зрелище.




И всё это посреди станции, между жилыми домами, мастерскими и лабораториями. Чтобы не тревожить пингвинов, повсюду проложены металлические дорожки - по ним можно обойти весь остров, ни разу не ступив на землю. Пингвины, видимо, давно привыкли к людям, и не обращают на них никакого внимания - если не подходить очень близко.



Пребывание на станции началось с того, что нас встретил начальник и устроил экскурсию по периметру, объяснил, где тут что, куда не надо ходить и т.д.
К сожалению, подробно узнать, как устроена инфраструктура станции (электричество, канализация и т.д.), я не успел. Знаю лишь, что вода тут - опресненная морская (4 тонны в день), а отходы сортируются и частично перерабатываются на месте, а те, которые обработке не подлежат - вывозятся в Австралию и во Францию.
Потом обед. Еда по качеству уступает "Астролябии", конечно. Гораздо проще, более столовского, чем ресторанного, типа. На каждый стол ставится миска с салатом (это может быть просто тертая морковка, например) - накладывай себе сам и не забудь полить "винегретом" (кислым соусом на основе горчицы и уксуса). Потом дежурный на тележке развозит горячее блюдо - какое-нибудь мясо. Один раз был суп - ну, что за суп, так, пюре, похоже, из пакетика. Кстати, еда готовится довольно пресной, чтобы удовлетворить любым вкусам; кому нужно поострей и посолоней - пожалуйста, приправы под рукой. На столе - графины с водой, но можно брать и вино. После основного блюда так же на тележке развозят сыр и какое-нибудь пирожное. Потом кофе, но за ним уже надо идти к кофеварке самому.
Тут же, в столовой - бар. На полках крепкие напитки, в холодильнике пиво. Пей, сколько хочешь. Единственно, предполагается, что люди, которым предстоит работать, пить не должны, так что напиваются все в основном вечером. Сколько пить - каждый решает сам, единственное условие - асоциальное поведение абсолютно неприемлемо.


столовая и бар ДДЮ

И здесь же - зона отдыха: библиотека (очень много комиксов) и всякие игры - дартс, нарды, бильярд и настольный футбол.
В 17 часов - собрание вновь прибывших. Рассказ о станции, инструктаж по ТБ, правила поведения. Отдельно долго и в деталях рассказывали о том, что нельзя беспокоить пингвинов, а также о том, как сортировать мусор - тут с этим строго. Рассказывал это всё сам начальник, и демонстрировал презентацию на большом экране. Управился быстро, всего за час - как раз к ужину.
На ужине появились новые лица, в том числе режиссер Люк Жаке - он тут с командой фото- и кинооператоров, снимает кадры, которые каждый день посылает в Париж на COP21, и там они вроде как проецируются на высотные дома.
В конце ужина вдруг погасили свет и в полной темноте под овации полярников внесли в столовую огромный пирог со свечами - оказывается, у Люка как раз сегодня день рождения! Он задул свечи, взял в руки нож и вилку и сделал вид, что собирается этот пирог съесть в одиночку. "Делись!" - крикнул кто-то из зала. "И не подумаю, это моя пироженька" - невозмутимо ответил Люк. Но всё-таки с помощью дежурных разрезал пирог на кучу частей, досталось всем. А еще ему подарили огромного размера семейные трусы, в которые он тут же целиком забрался....
Ужин плавно перетек в общестанционную пьянку. Я сначала подумал, это по случаю дня рождения - но нет, это бывает каждую субботу.
Помимо прочих, пообщался с начальником станции, Франсуа. Он рассказал о том, как прошла зимовка, как они тут развлекались. Например, устроили всеантарктический фестиваль короткометражного кино, в котором участвовали и российские станции. Рассказал о зарплатах. Оказывается, люди на зимовке получают совсем немного, в среднем около 2 тысяч евро в месяц (от 1 до 3,5 тысяч), при этом зарплата зависит не от должности, а от квалификации. И у начальника не самая большая. Так что, в основном, приезжая в Антарктиду, люди зарабатывают меньше, чем дома. С одной стороны, это привлекает тех, кто едет сюда не за деньгами, а из интереса. В том числе поэтому в последние годы стало гораздо больше молодых, чем раньше. С другой стороны, лет 15 назад, когда платили больше, приезжало больше высококвалифицированных специалистов.
Всего на ДДЮ зимовало 24 человека. В основном французы и несколько итальянцев. Большинство мужчины, женщин человек 6-7. В сезон тут бывает около 90 человек, а в пик сезона до 130.
На второй день мы собрались группой человек 7 во главе опять-таки с начальником, который повел нас смотреть колонию императорских пингвинов.
У этих созданий всё не так, как у пингвинов Адели. "Адельки" гнездятся на скалах и птенцов выводят летом. "Императоры" живут на снегу и потомством обзаводятся зимой, поэтому сейчас, в начале декабря, птенцам уже по 4 месяца, и они ростом почти с родителей.



Колония расположена на склоне ледникового купола в паре километров от станции. Идти туда нужно по морскому льду, иногда преодолевая небольшие трещины. Колония живет на одном месте несколько лет, пока снег не становится основательно загаженным - тогда птицы перебираются на новое место. Добравшись до колонии, мы где-то с полчаса наблюдали за пингвинами с расстояния в полсотни метров (ближе подходить запрещено; строго говоря, колония пингвинов является особо охраняемой территорией, сюда вообще ходить нельзя). Всего в колонии 2-3 тысячи птиц. Большинство - птенцы. Их легко отличить от взрослых, они покрыты серым пухом. Плавать они пока не могут, их кормят родители, которые время от времени ходят к морю за едой.



Пингвины постоянно друг с другом общаются. Если прислушиваться какое-то время, начинаешь различать несколько разных криков - а помимо этого много различных жестов, наклоны головы, хлопанье крыльями. В какой-то момент я вдруг подумал, что они всё время говорят друг с другом о море. Действительно, у них же на суше практически нет никаких дел - им тут просто скучно! А в море они могут по-настоящему летать; там много еды, много развлечений, много приключений и опасностей. Далеко не все возвращаются из моря живыми... Взрослые пингвины рассказывают молодым о море, а те жадно слушают и не могут дождаться момента, когда у них вырастут перья, и можно будет плавать наравне со взрослыми. Конечно, всё это лишь мои фантазии...



Во время экскурсии начальник много и увлеченно рассказывал нам о пингвинах, а также о местной геологии, гляциологии, мог ответить на любой вопрос. И это при том, что сам он - не из науки, а профессиональный управленец, администратор.
Вернулись на станцию за час до ужина - как раз успели выпить в баре аперитив. Ужин в этот день был особенный, торжественный - потому что перед ужином состоялась церемония передачи станции новому зимовочному составу.
Церемония выглядит так: на стену повесили три флага - Франции, IPEV (французский полярный институт) и TAAF ("Французские антарктические и южные территории" - не надо забывать, что Франция считает эту часть Антарктиды своей собственностью, хоть это и не признается другими странами. Поэтому начальник станции тут - как бы губернатор этой территории и подчиняется администрации TAAF). Перед флагами встали 2 начальника (старый и новый), представитель TAAF и почему-то 2 станционных доктора (тоже старый и новый). У старого начальника через плечо повязана лента (как в России у свидетелей на свадьбе) в виде французского триколора. Сначала речь держала Клер - представитель администрации TAAF, она по бумаге зачитала обращение своего начальства жителям DDU. Говорила, конечно, по-французски, поэтому я понял не всё. Начала она с упоминания трагических ноябрьских событий в Париже. "Террористы, варвары - говорила она - атаковали наши ценности и нашу свободу". Клер заметно волновалась, голос срывался и дрожали руки... а слушатели притихли и перестали щелкать камерами. "Но Антарктида остается континентом свободным от политики, предназначенным для мирной научной деятельности". Поздравила TA65 с окончанием зимовки, пожелала успехов новой смене полярников. Упомянула, кстати, о том, что на станции находятся представители России (это я, то есть!), Норвегии, Австралии и Италии. Потом говорил старый начальник - сказал, как ему было тут хорошо зимовать со всеми этими людьми, делать общее дело. Пока говорил, сам растрогался, даже слезу пустил - но речь на самом деле была прекрасна. После этого он снял ленту и передал её новому начальнику, а также вручил ему символический ключ от станции. Сказал своё слово и новый начальник, но его речь была совсем короткой - он лишь поблагодарил и поздравил предшественников, и пожелал успеха самому себе.
Доктора, что интересно, ничего не сказали - видимо, просто следили, чтобы никому не стало дурно от избытка чувств.



А потом общее фото (старая и новая зимовка вместе) - и на этом церемония была закончена.
И начался торжественный ужин. Торжественность заключалась в том, что, во-первых, все ели одновременно, а не в две смены, как обычно; во-вторых, из-за этого ужин был по типу фуршета, то есть стоя; а в-третьих, вместо нормальной еды были какие-то дурацкие бутербродики и котлетки с булочкой а-ля Макдональдс.
Не понимаю, почему, чтобы ужин стал торжественным, его надо испортить; ну да ладно, один раз можно потерпеть. Раз праздник - ок, пусть будет Макдональдс.
Но сильно засиживаться на празднике я не стал - на следующее утро был намечен вылет на Конкордию, надо быть в форме.



Итак, чтобы суммировать мои впечатления о ДДЮ:
Станция произвела крайне хорошее впечатления - тут без сомнения можно с комфортом провести целый год. Красивая природа, круглый год живность под боком, комфортно обустроенное жилье и работа, а главное - милые приветливые люди, приехавшие сюда делать своё дело, а не "зимовать".


Твин-Оттер готов к полету на Конкордию

7 декабря 2015


Читать полную новость с источника 

Комментарии (1)  

Николай - 2015-12-11 23:38:30

Очень нравится читать, слушать, смотреть про Антарктиду (рассылка от Google). Понравилось про "Дюмон Д' Юрвиль". А в глубине то материка жутко холодно! Что бы там работать - надо удалить аппендикс!