Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Государственный музей истории религий (Петербург): "египетский" позор в красках.

Monday, 07 December, 20:12, victorsolkin.livejournal.com

Вчера на сутки по срочному рабочему вопросу уезжал в славный город Петербург. Когда неожиданно выдался час свободного времени, заглянул наконец-то в Государственный музей истории религии.

Сказать, что меня потрясла их египетская экспозиция, - это не сказать ничего. По порядку. Большая часть этой незамысловатой экспозиции, сооруженной на фоне плохих принтов гравюр Дэвида Робертса (который, кстати, нигде не указан), - это слепки с некоторых египетских вещей Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Если слепки из ГМИИ еще хоть как-то объясни – все-таки оригиналы в Москве, то слепки из Эрмитажа – странны. Они банально бессмысленны, когда оригиналы выставлены в 20 минутах ходьбы от музея, в здании соседнего музея. Но дело не в этом. В подписи ни у одного слепка не указано, в каком музее стоит оригинал, расширенные подписи пестрят дикими фактическими ошибками и пустословием (чего стоят только духи «дети Хора», которые, оказывается, «дети Хора Бехдетского»), а любимая сотрудниками музея датировка – это незамысловатые «II-I тысячелетия до н.э.» Уж чего мелочиться-то, писали бы сразу IV-I тыс. до н.э., уж точно – Древний Египет, не ошибешься. На фоне этого немногочисленные подлинные бронзовые изображения божеств VI-IV вв. до н.э. смотрятся грустно, хотя хоть как-то скрашивают происходящее.

Самое страшное начинается в экспозиции «погребальный ритуал», в соседнем зале. Здесь стоит хотя и ободранный, но подлинный саркофаг, частично сохранившая роспись миловидная крышка еще одного саркофага ПРИВЯЗАННАЯ к стене леской (!) поверх красочного слоя, одна подлинная канопа в компании двух слепков (вообще, их должно быть четыре), амулеты и… пластиковые современные сувениры – например, дико кондовая, корявая черная пластмассовая статуя Анубиса, тысячи подобий которой стоят на базарах Египта. Об этом позорище в сопроводиловке (заламинированные листы А3, которые есть в каждом зале) написано: «реплика произведения II-I тыс. до н.э.». Такого позора я не видел никогда и нигде. Глядя на это кошмар, на стоящие рядом сувенирные ушебти конца XIX века, которые тоже выдаются за те самые «реплики подлинных произведений», становится чрезвычайно печально, так, что даже прекрасная подлинная деревянная маска саркофага, висящая в витрине чуть правее, не способна спасти этот постыдный паноптикум.
Особенно ужасно это смотрится на фоне отличной, очень красивой экспозиции залов северного буддизма христианства, ислама, неплохой, хотя и очень скромной Японии. Спросил у смотрительницы, не знает ли она, кто автор этого египетского «чуда». «У нас своего египтолога нет, ответила дама, но нас консультировал самый главный египтолог России, тот, который из Эрмитажа». Т.е. речь идет о считающем себя «главъегиптологом» А.О. Большакове – том самом постыдном персонаже, из-за которого в египетском зале главного музея страны грязь, порой перегоревшие лампочки, отсутствие англоязычного этикетажа и все остальные непозволительные для Эрмитажа кошмары. Оказывается, там не все так плохо: по крайней мере, современные пластиковые туристские сувениры там не выдаются за «реплики подлинных произведений» непонятно какого тысячелетия до новой эры.

А еще после всего этого дико неприятно, что они торгуют в своем ларьке моими книгами. По сильно завышенным ценам.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)