Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

"Последний адрес": a personal postscript

Tuesday, 24 November, 14:11, grey-dolphin.livejournal.com
22 ноября в рамках проекта "Последний адрес" были установлены мемориальные таблички в память репрессированных жителей дома писателей на канале Грибоедова, 9 в Санкт-Петербурге - в том числе, Георгия Венуса.

"Георгий Давыдович Венус, родившийся в 1897 году, окончил военное училище и после революции оказался на стороне белых: был у Деникина, Врангеля. Затем был с госпиталем эвакуирован в Константинополь, потом переехал в Берлин. В 1926 году Венус вместе с женой и сыном вернулся в СССР и занялся начатой еще в Германии писательской деятельностью. Его роман «Война и люди», который в 20-30-х годах был несколько раз переиздан и переведен на немецкий и чешский языки, высокой оценил Максим Горький. Помимо прозы Венус писал стихи.

В 1934 году Георгий Давыдович с семьей поселяется в Писательском доме, а в декабре убивают Кирова. Сын Георгия Венуса Борис пишет: «Был убит Киров. Это страшное известие потрясло отца. Он почти не разговаривал, сидел запершись в своем кабинете, непрерывно курил. В конце января, ночью отец был арестован. В квартире произвели обыск. Забрали мою коллекцию марок, отметив широкую связь с заграницей. Через две недели отец вернулся домой бледный, обросший и растерянный. Решением какой-то комиссии ему с семьей предлагалось в десятидневный срок покинуть Ленинград и отбыть к месту административной ссылки в город Иргиз, расположенный в песках восточного Приаралья».Но благодаря хлопотам Корнея Чуковского и Алексея Толстого место ссылки было
заменено на Куйбышев. На Волге Венус стал бакенщиком и продолжал писать.

Теме Гражданской войны посвящен и последний роман, оставшийся незаконченным, «Молочные воды». Часть романа была сдана в издательство, редактора которого арестовали, а роман забрала НКВД. Борис вспоминает: «9 апреля 1938 года отец зашел в местное управление НКВД и из проходной позвонил следователю, чтобы навести справки об изъятой рукописи. Следователь Максимов вежливо поинтересовался, располагает ли отец временем, чтобы зайти к нему за рукописью, которая по делу редактора интереса не представляет. Был выписан пропуск, отец прошел в управление, мать осталась ждать в проходной... Прошло три часа. Отца не было. Мама позвонила Максимову. Ответ был лаконичен: «Венус арестован». «Разве так арестовывают?» – спросила ошеломленная мать. «Ну, знаете ли, нам лучше знать, как арестовывают!» – ответил следователь и повесил трубку. Через два дня к нам приехали с обыском. Это было днем, я был дома. Долго рылись в вещах, забрали письма, рукописи. Мы с мамой подавленно смотрели на происходящее. Вдруг она резко обернулась ко мне: «Тебе тут делать нечего. Забирай ранец и иди в школу!» Я догадался: в старом, плотно набитом ранце хранились почти все отцовские книги, рукопись повести «Солнце этого лета», письма и другие бумаги. Я взял ранец, надел его на спину и беспрепятственно вышел.

Так удалось все это сохранить. Потом было бесконечное стояние в очередях у справочной НКВД, отказы в свиданиях и передачах. Наконец, уже летом приняли передачу и в ответ пришла первая записка отца. «Родная! Посылаю тебе через следователя мою вставную челюсть и очень прошу отдать ее в починку, пусть там постараются склеить. Передай эту челюсть опять следователю. Передачу получил. Большое спасибо! Целую тебя и Бореньку. Ваш Юра». На германском фронте отец был ранен осколком в верхнюю челюсть, зубы пришлось удалить и с 25 лет он пользовался зубным протезом. Позднее, от сидящего в одной камере с отцом человека, я узнал, как был сломан протез. Это произошло на допросе при ударе по лицу пресс-папье. Побои при допросах послужили и причиной заболевания плевритом».

8 июня 1939 года Георгий Венус умирает в тюремной больнице в Сызрани. Санитарке удается передать родным последнюю записку Венуса: «Дорогие мои! Одновременно с цынгой у меня с марта болели бока. Докатилось до серьезного плеврита. Сейчас у меня температура 39, но было еще хуже. Здесь, в больнице, неплохо. Ничего не передавайте, мне ничего не нужно. Досадно отодвинулся суд. Милые, простите за все, иногда так хочется умереть в этом горячем к вам чувстве. Говорят, надо еще жить. Будьте счастливы. Живите друг ради друга. Я для вашего счастья дать уже ничего не могу. Я ни о чем не жалею, если бы жизнь могла повториться, я поступил бы так же. Юра».

Реабилитирован Георгий Венус был в 1956 году." http://www.poslednyadres.ru/news/news108.htm

Я познакомился с Борисом Георгиевичем Венусом в 1988 году на одном из собраний "Мемориала". Тогда же, в перестроечные годы много общался с его сыном и внуком Георгия Венуса Егором (сейчас живет во Флориде). Мы вместе с Егором активно участвовали в демократическом движении Ленинграда, собирали подписи, стояли в пикетах и занимались избирательными кампаниями... От Егора я впервые узнал историю его деда. Теперь она стала общественным достоянием, а мемориальная табличка останется в истории города и страны.

Маленькое, но важное событие.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)