Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Заявление в Минздрав о включении старения в перечень социально значимых заболеваний

Wednesday, 18 November, 16:11, m-batin.livejournal.com
В Министерство здравоохранения
Российской Федерации

Адрес: 127994, ГСП-4, город Москва,
Рахмановский переулок, дом 3
Прием корреспонденции: город Москва,
улица Неглинная, дом 25, 3-й подъезд,
«Экспедиция»

Заявитель: Михаил Александрович Батин

ЗАЯВЛЕНИЕ
о включении старения в перечень социально значимых заболеваний

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направляю настоящее заявление о нижеследующем.

I.

В соответствии с преамбулой Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.
Достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех.
Неравномерное развитие в разных странах мер в области здравоохранения и борьбы с болезнями, в особенности с заразными болезнями, является общей опасностью.

Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мероприятий социального характера и в области здравоохранения.

В статье 11 Европейской социальной хартии, принятой в Турине 18 октября 1961 г., указано, что с целью обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья договаривающиеся стороны обязуются принять, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, соответствующие меры, направленные, в частности, на:

1. Устранение, насколько это возможно, причин ухудшения здоровья;

2. Предоставление услуг консультационного и образовательного характера, направленных на укрепление здоровья и развитие чувства личной ответственности за свое здоровье;

3. Предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний.

Российская Федерация обязана осуществлять охрану здоровья своих граждан в силу конституционных требований.


Так, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 7, 41, 55 Конституции Российской Федерации).

А в силу статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Во исполнение приведенных конституционных норм законодателем был принят действующий на сегодняшний день Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в предмет которого входит правовое регулирование в сфере здравоохранения. Все иные отраслевые нормативно-правовые акты, в том числе – Постановления Правительства РФ, должны приниматься на основании данного Федерального закона и в развитие положений, установленных в нем. При этом в силу статьи 1 данного закона, он регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет, в том числе, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

Здоровье, на охрану которого и должны быть направлены организационные и содержательные мероприятия, осуществляемые соответствующими уполномоченными органами, определено данным Федеральным законом в статье 2 и представляет собой состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

В силу пункта 5 статьи 4 закона, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья представляет собой один из принципов, то есть базовых нормативных положений основополагающего характера, данного закона, который обязателен для правоприменителей.

Согласно статье 14 Федерального закона, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация.

Организация охраны здоровья осуществляется путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения (статья 29 Федерального закона).

При этом уполномоченным органом в сфере здравоохранения на сегодняшний день является Министерство здравоохранения Российской Федерации, поскольку в силу пункта 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона, перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

А в силу пункта 5.1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, оно вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства.

Таким образом, Российская Федерация в лице уполномоченного органа – Министерства здравоохранения Российской Федерации – обязана осуществлять охрану здоровья граждан, в том числе посредством инициирования процедуры включения тех или иных заболеваний в соответствующие перечни (в том числе – перечень социально значимых заболеваний, критерий для отнесения определенной болезни к которому – высокий уровень смертности населения) для осуществления мероприятий, направленных на их профилактику или на борьбу с ними.

II.

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», заболевание представляет собой возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма.

Как уже было указано ранее, в соответствии с пунктом 2 статьи 43 Закона об основах охраны здоровья, перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний.

С одной стороны, его формирование отнесено к дискреционным полномочиям Правительства Российской Федерации, поскольку законодательство не устанавливает каких-либо обязательных исчерпывающих перечней болезней. При этом как следует из текста данного перечня, при его формировании Правительство Российской Федерации ориентируется на Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (10 пересмотр), принятую Всемирной организацией здравоохранения. При этом старость включена в Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (10 пересмотр), принятую Всемирной организацией здравоохранения.

С другой стороны, в любом случае Правительство Российской Федерации по своей инициативе или же по инициативе уполномоченных государственных органов может вносить в данный перечень заболевания, которые подпадают под определение данного термина, данное в пункте 16 статьи 2 Федерального закона, но не находятся в нем, безотносительно к Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10 пересмотр), в силу того, что именно Правительство Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации являются уполномоченными государственными органами в сфере здравоохранения, о чем подробно было сказано выше.

Научные исследования в области борьбы со старением показывают: старение как процесс является заболеванием. При этом определения, которые даются старению в профильной научной литературе, подпадают под определение заболевание, данное в пункте 16 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Приведем лишь некоторые из них:

«Старение – это результат разрушительного воздействия ошибок метаболизма и внешних стресс-факторов на индивидуальное развитие организма, выражающийся в компенсаторной гиперфункции и выходе из строя систем поддержания гомеостаза (от молекулярного до организменного уровней) и увеличении вероятности патологий и гибели индивидуума в совместимых с жизнью условиях обитания». (Москвалев А. 120 лет жизни – только начало. Как победить старение? М.: Эксмо, 2014. С. 207).

«Старение – это набор патологий, который увеличивается с возрастом; большинство данных патологий имеют эндогенную природу, хотя на них может очень сильное влияние оказывать и окружающая среда, и многие (но не все) старческие патологии вносят вклад в смертность». (Gems, D. (2014). What is an anti-aging treatment? Exp. Gerontol. 58, 14–18. doi: 10.1016/j.exger.2014.07.003).

«В этой статье термин “старение” используется специально для описания работы процессов в организмах или популяциях таких организмов, которые приводят к экспоненциальному возрастанию риска смерти (смертности) и болезней (заболеваемости) с течением времени (зависимость Гомпертца)» (Faragher RGA (2015) Should we treat aging as a disease? The consequences and dangers of miscategorisation. Front. Genet. 6:171. doi: 10.3389/fgene.2015.00171).

«Вкратце, помимо того, что старение прекрасно соответствует описанию заболевания, преимущество его рассмотрения в этом ключе заключается в отторжении мнимой неизбежности ярлыка “естественное”. Такой подход облегчает признание целесообразным медицинских вмешательств, направленных на устранение ассоциированных со старением нежелательных состояний, либо на их устранение». (Callahan, D., and Topinkova, E. (1998). Is aging a preventable or curable disease. Drugs Aging 13, 93–97. doi: 10.2165/00002512-199813020-00001).

Профильные научные исследования, в которых было бы последовательно обосновано, что старение не является заболеванием, отсутствуют.

Более того, признание старения болезнью и поощрение исследований в данной области будет соответствовать и Указу Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Согласно пункту 1 Концепции, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Таким образом, Российская Федерация в лице уполномоченного органа – Министерства здравоохранения Российской Федерации – обязана инициировать процедуру включения старения как процесса в перечень социально значимых заболеваний, – критерием для отнесения определенной болезни к которому является высокий уровень смертности населения, – установленный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 для осуществления мероприятий, направленных на их профилактику или на борьбу с ними во исполнение конституционной обязанности государства по охране здоровья граждан, а также положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе – пункта 16 статьи 2, пункта 2 статьи 43, а также положений об ответственности соответствующих профильных органов за осуществление мероприятий, направленных на охрану здоровья и борьбу с заболеваниями.

III.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона, заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

На основании изложенного, прошу:

1. Инициировать процесс включения старения в число социально значимых заболеваний посредством подготовки проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации 01.12.2004 № 715»;

2. На основании подпункта 16 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране здоровья» обеспечить разработку и реализацию программ научных исследований старения как процесса в качестве заболевания, разработать перечень мер профилактики и борьбы с указанным заболеванием.

3. Разработать регламент «О порядке организации исследований причин возникновения, развития старения, его профилактики и эффективного лечения», в котором определить права и обязанности государственных и частных организаций, а также граждан в сфере борьбы со старением и возможностью использования ими своих знаний, навыков и умений, научных исследований.

4. Включить профилактику и лечение старения в число медицинских услуг.

М.А. Батин
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)