Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

"сокращение правительства": а вы друзья, как ни садитесь...

Friday, 16 October, 16:10, grey-dolphin.livejournal.com
Сообщение о грядущей перекройке российских правительственных учреждений (укрупнение министерств и надзорных органов, уменьшение числа федеральных агентств) выглядит вторым изданием "административной реформы" 2004 года, некогда с помпой заявленной, а потом по-тихому забытой, но оставившей свой след в истории российской бюрократии http://www.rbc.ru/economics/15/10/2015/561fdf359a794761d7a9ec5d

Вот что мы написали о "первом издании" административной реформы десять лет спустя, в 2014 году:

"... реформа не обеспечила необходимого качества управления. Распределение полномочий между уровнями власти вылилось в централизацию государственного управления, осуществляемого в ручном режиме по лекалам унитарного государства. Разделение федеральных органов на три уровня с соответствующим набором функций не только не привело к формированию прозрачной и эффективной системы государственного управления, но и усложнило взаимодействие между органами власти, работающими в одних и тех же сферах. Единственным изменением в собственно государственной службе стало значительное повышение оплаты труда чиновников – при том что их кадровый состав и уровень мотивации, вызывавшие огромные нарекания, практически не изменились. В итоге на фоне внедрения технологических инноваций для более эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса никаких улучшений в работе государственного аппарата не произошло, а по ряду направлений положение даже ухудшилось.
Нельзя сказать, что административная реформа находилась на периферии внимания главы государства…. В то же время президент не обеспечил главного – организационной поддержки намеченных преобразований. Основные шаги по их реализации координировались Правительственной комиссией по проведению административной реформы под руководством одного из вице-премьеров, имевшей по определению низкий статус. Ее деятельность ограничивалась изменением структуры органов власти и их функций, тогда как преобразование государственной службы было поручено Комиссии по вопросам реформирования и развития государственной службы при Президенте РФ, члены которой разделяли консервативный подход к бюрократии. В результате реформа оказалась не только организационно разделенной, но и внутренне противоречивой. Любые попытки усилить влияние Правительственной комиссии или создать на ее месте более сильный административно орган проваливались… реформировать государственную службу предстояло самим чиновникам, мало заинтересованным в изменении правил игры и не имевшим стимулов к проведению преобразований.
Кроме того, административная реформа, среди изначальных целей которой важное место занимали дебюрократизация экономики и стимулирование предпринимательства, совпала по времени с этатистским поворотом в российской экономической политике. В этих условиях государственный аппарат не только не отказывался от «избыточных» функций, но и расширял свое влияние, наращивая регулирование в самых разных сферах жизни общества. Неудивительно, что разделение правительственных ведомств на министерства, отвечающие за выработку государственной политики и нормативное регулирование, службы, осуществляющие контроль и надзор, и агентства, оказывающие государственные услуги и управляющие государственным имуществом, привело лишь к увеличению численности чиновничества, нисколько не повысив качество управления.
Немалым препятствием для успешной реализации административной реформы оказалась и ее растянутость во времени. Путин потерял к ней интерес... , а сама реформа свелась к бесконечной подготовке чиновниками административных регламентов и усовершенствованию сайтов государственных органов в интернете, тогда как обеспечение прозрачности и дебюрократизация принятия решений, равно как и улучшение кадрового состава государственных служащих, по сути, перестали рассматриваться в качестве актуальных задач.
Таким образом, административная реформа в России пала жертвой нескольких обстоятельств. Недостаток лидеров, которые бы обладали достаточными полномочиями и могли добиться проведения мер, шедших вразрез с интересами влиятельных групп, сочетался с «размазанностью» ответственности за ее реализацию между ведомствами, неспособными к эффективной координации своих усилий. Длительность проведения реформы и отсутствие быстрых достижений привели к снижению интереса к ней со стороны главы государства и в конечном счете к ее забвению. Цели административной реформы достигнуты не были, а качество государственного управления в России в результате ее осуществления если и изменилось, то скорее к худшему." http://politeia.ru/content/pdf/Gelman_Starodubtsev_Politeia-2014-4(75).pdf

Весьма вероятно, о втором издании административной реформы можно будет написать ровно то же самое с использованием метода copy-paste, только гораздо раньше.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)