Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Снаряжает бумажного змея для поимки воздушного шара

Monday, 28 September, 17:09, ksonin.livejournal.com

Обратный карго-культ

Чем отличается пропагандистский телеканал от Олимпиады

В середине сентября популярное американское издание The Daily Beast опубликовало большую статью о российском телеканале Russia Today (RT), вещающем на иностранных языках. Оказывается, канал, на построение которого потрачено за 10 лет чуть ли не $2 млрд (что, в самом деле?), имеет гораздо меньшую аудиторию, чем рассказывает о себе.

Кому-то этот проект покажется аналогом сочинской Олимпиады – этот кто-то назовет пропагандой и то и другое. Мне здесь видится принципиальная разница. Можно сомневаться в том, нужно ли было проводить Олимпиаду, необходимо вникать, как были потрачены большие деньги, но нет никаких сомнений, что были построены замечательные и красивые спортивные объекты. (Точно так же у меня нет никаких сомнений, что к чемпионату мира по футболу 2018 г. российские города получат, пусть и дорого, прекрасные и современные стадионы.) Однако RT – это не дорогостоящий телеканал, это дорогостоящий проект, который выглядит как телеканал. The Daily Beast пишет о том, что нет серьезных доказательств, что канал кто-то смотрит (понятно, что при наличии сотен телеканалов на выбор одного присутствия в пакете недостаточно). Но даже если кто-то смотрит, очевидно, что канал не выполняет базовых функций СМИ: даже о России, не говоря уже об остальном мире, у него никогда, на мой взгляд, не было важных эксклюзивных новостей, его комментаторы никогда не давали поводов для серьезной реакции. А рядом на наших глазах телеканал «Аль-Джазира», управляемый и частично финансируемый правящей династией Катара, стал важным источником новостей и комментариев о происходящем в арабском мире – прежде всего потому, что умел добывать важную информацию, которой не было ни у какого другого источника, и собирать комментарии тех, к чьему мнению прислушиваются.

В политическом обиходе у нас уже прижился термин, заимствованный у антропологов, изучавших поведение примитивных обществ в ХХ в., – «карго-культ». Метафора из условной истории про условных дикарей, которые, видя, что самолет, построенный «белыми людьми», привозит товары, строят деревянный макет самолета, чтобы вызвать появление товаров. Вот RT и есть карго-культ в чистом виде.

Однако это не конец истории. Говоришь об этом с российскими коллегами и слышишь возражение: мол, за границей такие же точно телеканалы. И BBC, и Fox News, и CNN. Такой вот обратный карго-культ (upd: термин, предложенный в шутку политологом из РАНХиГС Екатериной Шульман): да, наши макеты не вызовут появления товаров, но и настоящие самолеты товаров не привезут, потому что их нет, настоящих самолетов. Там такие же деревянные макеты.

Обратный карго-культ, конечно, помогает жить. Не нужно учиться делать настоящий телеканал, надо только рассказывать заказчику, что настоящий – он так и выглядит. (А с футбольным стадионом так не получится, потому что болельщик разберется, настоящий он или нет.) Но на самом деле есть телеканалы, находящие новости, отбирающие важные сюжеты и приглашающие серьезных комментаторов. Также есть на самом деле настоящие, летающие самолеты.

Читать ту же колонку на сайте "Ведомостей"


Дополнительный материал:

Исходная статья в The Daily Beast

Когда я писал колонку, то ошибочно полагал, что "обратный карго-культ" - это народное выражение и, соответственно, не требует специальной ссылки на конкретный источник/человека. Оказывается, можно проследить первое упоминание - в записи в блоге политолога и публициста Екатерины Шульман. Отчасти меня извиняет то, что в прошлом году сама Екатерина в своей выдающейся колонке упомянула "обратный карго культ" в списке, состоящем как раз из общеупотребительных (в публицистике) выражений. А также то, что я про это явление писал и раньше.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)