Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Комиссарова Даша - «Луна-2015»

Saturday, 05 September, 19:09, alien3.livejournal.com
Рассказ о тренировках и тестах от ещё одной потенциальной участницы эксперимента «Луна-2015» (ИМБП). Особенная ценность в подробном изложении теста на кресле КУКа (одно из важнейших препятствий на пути в отряд космонавтов):

«Небольшое алаверды для начала

Сколько я себя помню, меня всегда тянуло к небу, к тому что вне Земли, а не на ней. Учась школе я просила отца, учителя естествознания, принести мне на каникулы карту звёздного неба и полночи дотошно вглядывалась в летнее звёздное небо в поисках причудливых созвездий с карты в скоплении миллиардов звёзд.
«Звёздные войны», «Звёздный путь», «Марсианские хроники»... Я засматривалась фильмами, зачитывалась фантастикой о космосе и мечтала, что однажды я окажусь на месте одного из героев и обязательно высажусь на планете в «Далёкой-далёкой Галактике» «где не ступала нога человека».
Так сложилось, что в какой-то момент меня затянуло в биологию и медицину, я оказалась на экологическом факультете, и мечты о звёздах отошли на второй план. И всё же справедливо говорят: от судьбы не уйдешь. Когда я, уверенная, что с эколого-биологической тропы меня ничто не столкнёт, пришла к научному руководителю, Валентине Сергеевне Оровой, она, улыбнувшись спросила:
- Дашенька, а вы не хотите заняться серьёзной наукой?

Так я оказалась в Институте медико-биологических проблем. Моя детская мечта - космос - и профессия - биология - стали единым целым, а вся космическая фантастика стала чуть ближе.
Получив предложение участвовать в эксперименте, я даже не сомневалась - согласилась сразу. Ведь это ещё один шаг к звёздам! Шанс почувствовать себя на борту большого «Энтерпрайза», под названием «Луна-2015»! И конечно же, когда нашей команде предложили делиться впечатлениями от подготовки и самого эксперимента здесь, я вызвалась участвовать. Ведь теперь я не просто старший научный сотрудник - я сотрудник научной службы корабля! Как там в любимом сериале? «Капитанский журнал, звёздная дата...»

На велосипеде до Луны


Фото Олега Волошина/ИМБП

«Бортовой журнал старшего научного сотрудника, звёздная дата 01092015»

Сегодня был один из важнейших этапов подготовки: проверка сердечно-сосудистой системы. Честно говоря, велоэргометр мне предлагали ещё летом, но будучи неуверенной в собственных силах, я, пользуясь тем, что уходила в отпуск, сдвинула его на осень.

Созвонившись с нашим врачом, Галиной Павловной, накануне, я тщательно записала инструкции. Лечь спать пораньше, утром - лёгкий завтрак, с собой - сменная спортивная одежда без верха - «Все равно обклеим вас электродами», бодро сообщила она. И так и вышло. Вместо футболки мне прикрепили несколько поясов с электродами, замотали эластичным бинтом и велели не размахивать руками в процессе «езды».
- Мда, мужчинам наверное легче крепить все это...
- Не то слово, - со вздохом согласилась врач, вставляя разноцветные электроды в пазы.
Со стороны наверное со всеми этими разноцветными проводами я смотрелась как рождественская ёлка, но раз надо значит надо.
- Если будет плохо или просто захочется отдохнуть и прогуляться, говорите честно - строго наказала Галина Павловна, - Только лучше сообщите секунд за 20, чтобы нам запись закончить.
Я кивнула, села на велосипед, а на меня надели последний датчик - давление, которое меряется каждую третью минуту после увеличения нагрузки.
- А сколько космонавты должны крутить? - спросила я.
- До 150 ватт.
«Я обязательно докручу до этих 150», подумала я про себя, но вслух решила не геройствовать.
- Спортом занимаетесь?
- Ну... - я замялась. Считать ли фитнес спортом? Тем более не слишком уж серьёзный фитнес, время от времени. И невнятно добавила: - Так себе.
- Ясно. - кивнула Галина Павловна: - Начинаем?
Я кивнула и начала крутить.
Первая нагрузка для женщин - 50 ватт. Честно говоря, я совершенно не почувствовала усталости, прокрутив три минуты. Давление повысилось от изначальных 120 на 80 до 140.
- Прибавляем ещё 25 ватт. Будет тяжелее. - предупредили меня.
Я приготовилась, однако практически не ощутила разницы. Даже проверила по показаниям прибора - всё верно, уже 75 ватт.
Систолическое давление всё повышалось. Теперь уже 160.
Прошло шесть минут с начала теста, меня переключили на 100 ватт. Вот это уже ощущалось. Мышцы начинали немного ныть, а дыхание сбиваться.
- Молодец, так и продолжай. Очень приятно работать с тобой. - Галина Павловна не отводила взгляда от моей кардиограммы на экране, а я от радости прибавила скорости так, что ей пришлось сразу же добавить: - Не гони только.
- А можно мне как космонавтам? - наконец, решилась попросить я.
- Посмотрим. - уклончиво ответила Галина Павловна. - Как по давлению будет. По пульсу и другим показателям можно, всё в полном порядке.
А давление снова подросло. Теперь уже до 180. Прямо настоящая стабильность - по 20 единиц на каждые 25 ватт. Старательно крутя педали, я мысленно подсчитала, что до заветных 150 я как раз доберу давление до 220 - максимум, до которого идёт тестирование. Как влиять на давление, я представляла слабо, поэтому постаралась делать очевидное - дышать поглубже, двигаться более размеренно, не рывками.
На 125 ваттах пульс перестал увеличиваться, а давление снова подросло. Точно как в аптеке - до 200.
- Ну ладно, давай на минуту 150 дадим. - всё же согласилась Галина Павловна.
Я конечно порадовалась, но было уже ощутимо тяжело - мышцы налились свинцом, дыхание откровенно сбивалось, несмотря на все мои попытки держаться. Но нет. Я же решила, что буду как космонавт, всё по-настоящему. Значит должна выдержать.
Давление подползло к опасному 205, остальные показатели были в норме.
- А теперь останавливаемся. - скомандовала Галина Павловна.
Я замерла. Мне выставили самую лёгкую нагрузку - 25 ватт.
- Крутим потихоньку.
Я двинула ногами и чуть не взвыла - мышцы потеряли тонус и теперь даже такая мелочь как 25 ватт казалась по ощущением будто мне навесили на ноги свинцовые гири!
Следующие десять минут были отведены на восстановление. Каждый две минуты - давление, пульс и другие показатели снимаются.
«Удивительно», подумала я, «Вроде бы давление то растет, то падает - в моем случае практически до первого уровня - а я лично практически не ощущаю изменения этого важнейшего физиологического показателя».
- Расслабьте мышцы - давление сразу упадёт. - посоветовали мне, но легко сказать, да трудно сделать, когда сидишь на не совсем удобном для расслабления велосипедном сидении. И все же, когда эксперимент закончился, и с меня снимали многочисленные электроды, Галина Павловна, с удовлетворением глядя на результаты теста, сказала:
- Однозначно допускаю вас с своей стороны до эксперимента.
- Гожусь в космонавты? - улыбнулась я.
- Годитесь. - улыбнулась врач. - По кардиологии так точно.

«КУК, который по зубам не всем аборигенам»

«Бортовой журнал старшего научного сотрудника, звёздная дата 02092015»

Сегодня было второе важное испытание - вращение на кресле КУКа или кумулятивного ускорения Кориолиса. Как и с велоэргометром я была не очень уверена в своих силах, но снова была настроена бороться до последнего. Адекватную оценку состояния собственной вестибулярной системы мне было дать сложно. Укачивало меня обычно через раз, да и в последний раз я ездила на большие расстояния на автобусе очень давно. Последний раз, когда я во всей красе испытала на себе укачивание, была поездка на пароме с Крита на Санторини прошлым летом. Но и тогда вышло очень странно: путь туда, утром, был просто отвратительным, что уж скрывать. Зато обратно я не то, что не испытывала тошноты - я даже поужинала, наплевав на качку и неслабые волны. Вот и гадай тут.
И всё же на всякий пожарный перед тестом я постаралась выполнить все рекомендации: лёгкий завтрак, чай, а не кофе, пару кусочков шоколадки.
Когда я зашла в кабинет, Елена Эдуардовна, наш врач, уже проинструктировала двух моих коллег, Дашу и Марину, и Даша уже готовилась к испытанию.

Когда смотришь со стороны, то кажется, будто вращение довольно медленное, да и вообще ничего такого сложного нет. Сначала наклоняешься вперед, градусов на 45, тебя потихоньку раскручивают до нужной скорости и далее тебе нужно периодически по команде врача выпрямляться, а потом снова наклоняться.

Меня усадили в кресло, пристегнули, померили давление. На сей раз было 118 на 75 - как у космонавта, как говорится.
Когда начали раскручивать, было поначалу даже приятно - я глупо улыбалась и не могла не думать о том, что это испытание похоже на старую детскую забаву всех парков отдыха - карусель. Ощущения пошли, когда Елена Эдуардовна скомандовала и я начала наклоняться и выпрямляться. От первого же движения, когда я выпрямилась, мне показалось, что я сейчас вылечу из кресла, хотя я прекрасно понимала и помнила из увиденного перед испытанием, что кручусь я не так быстро, чтобы и впрямь куда-то улететь.
- Ого... - выдохнула я.
- Кульбиты, - прокомментировала врач.
Во время следующих наклонов «кульбиты» повторялись, но уже не так ярко, постоянно вело в сторону, хотя я точно выпрямлялась без наклонов, но, вероятно, это и было то самое действие ускорения.

После шести наклонов меня немного укачало, но в общем и целом я чувствовала себя терпимо. Если бы меня начали раскручивать сразу в другую сторону, то мне бы однозначно стало плохо, но пока Елена Эдуардовна мерила мне давление, я пришла в себя.
- Если будет плохо, затошнит или потребуется ведерко, сразу говорите.
Я кивнула, но была настроена по-боевому. Нет уж, каким-то креслом меня не сбить с настроя!

Раскручивание в другую сторону ощущалось хуже. Немного мутить начало с самого начала, но я послушно наклонялась и выпрямлялась по команде, про себя думая, что с каждым разом я все ближе и ближе к прекращению этого теста. Причем, что интересно, если во время первого вращения я действительно ощущала это самое вращение, то во время второго было чувство, что я не вращаюсь, а двигаюсь вперед какими-то зигзагами, хотя я конечно же понимала, что это иллюзия. Довольно забавные ощущения. Даже приятные, если бы не лёгкая тошнота.

На сей раз давление как и пульс меня не подвели. Только после второго вращения давление повысилось до 130, но и то довольно быстро упало.
На восстановление потребовалось времени побольше. Несколько минут я просто сидела с закрытыми глазами, чувствуя, что если я сейчас их открою, то всё перед глазами будет вертеться волчком.
- Как вы себя чувствуете? - слышу обеспокоенный голос Елены Эдуардовны.
- Хорошо, - храбрюсь, хотя чувствую себя не очень, но врача не обманешь.
- Бледность, лёгкая испарина. - прокомментировала она. - Два я вам поставлю.
«Жаль, что не кол» думаю про себя. «Оценки» здесь прямо противоположные школьным: 0 - идеальное состояние, 1 - похуже, 2 - ещё похуже.
- Не переживайте, «единичку» и «двойку» можно натренировать до «нуля». Но вы ведь в космос не собираетесь.
- Как сказать. В центрифуге короткого радиуса ведь будет легче вращение переносить? - спрашиваю.
- Конечно. Вращения постоянные, без дополнительных осей, в одну сторону. Всё будет в порядке. - ободряюще улыбается мне Елена Эдуардовна, и становится как-то легче.
Ничего, КУК оказался мне по зубам, пусть и не с идеальным результатом, значит и центрифуга короткого радиуса никуда не денется».


Комиссарова Даша

P.S. Некоторые подробности о медицинских тестах для кандидатов в космонавты можно узнать в книге Валерия Шарова «Приглашение в космос».

P.P.S. Следующим испытанием для девушек станет центрифуга короткого радиуса (ЦКР), о модернизации которой можно прочитать в фейсбуке ИМБП.
Что интересно, зачастую в наземных экспериментах повторяются те, что проводятся сотрудниками ИМБП на МКС, это позволяет сравнить результаты полученные в невесомости и при обычной для землян силе тяжести.

This entry was originally posted at http://alien3.dreamwidth.org/588426.html. Please comment there using OpenID.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)