Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Петровская акватория

Friday, 10 July, 22:07, uncle-doc.livejournal.com
Наткнулся в ленте на пост Касперского о «Грандмакете Россия». Действительно очень крутой питерский музей, выросший из хобби одного человека. Я на беглый осмотр потратил 6 часов, которые пролетели ну очень незаметно, а так, по-хорошему, туда надо неделю ходить и по частям всё осматривать. Настоятельно рекомендую.

А я расскажу о втором питерском музее-макете, поменьше, до которого добрался в эту поездку. Называется он «Петровская акватория» и посвящен историческому Питеру. Точнее, Питеру XVIII века, как утверждают авторы проекта. Причем, если грандмакет Россия не претендует на точность, то есть представляет собой некие усредненные (и отлично узнаваемые) образы, то в случае с акваторией упор делается как раз на аутентичность (точные копии в масштабе 1:87). Да, и команды грандмакета и акватории - разные, проекты друг с другом не связаны.

Первое, что бросается в глаза, когда входишь в зал - огромная чаша с водой в центре. И в ней плавают корабли. Не то, чтобы просто дрейфуют, а следуют вполне определенным курсом. На кораблях установлены камеры, изображение транслируется на большие экраны над макетом.




Второе, на что обращаешь внимание - некоторая несуразность в смысле времен года. В начале экспозиции - зима, затем по ходу осмотра ее сменяет осень, переходящая в лето, а заканчивается всё весной. От возникающего когнитивного диссонанса отмахнуться не получается. Хотя зима, конечно, красивая, а детализация столь же впечатляющая, как и на грандмакете.



Начинается макет с Адмиралтейства, что логично: построено оно было одним из первых, первое упоминание относится к 1704 году. Изначально это были судостроительные верфи, которые потом перестраивали до неузнаваемости.



Рядом с Адмиралтейством отстраивались дома знати.



Новая традиция - новогодняя елка.



Макет интерактивный, можно нажимать кнопки на ограждении и вызывать к жизни различные сценки и явления. Не так круто, как на грандмакете, но тоже интересно. Вот, например, дым из трубы.



Вот здесь хорошо видны верфи, защищенные адмиралтейской крепостью. Просматривается деревянный разводной мостик голландского типа.



А вот еще один такой мостик, но уже в «жилом секторе».



Петр Алексеич на буере катаются. Буер движется по кругу после нажатия кнопки.



Иордань использовалась не только для крещенских купаний, но и по прямому назначению - как прорубь. Можно наблюдать скопление людей, чья профессия впоследствии дала начало моей фамилии ;)



Перемещаемся на противоположный берег Невы, на Заячий остров. Петропавловская крепость (заложена в мае 1703).



Крепость еще достраивается. Вот этот интерактивный элемент показывает, как копром на ручной тяге забивали сваи.



Петропавловский собор (строился с 1712 по 1733 г), один из символов города. Нажатием на кнопку можно вызвать к жизни карильон собора. Запись, конечно. Вживую-то звучит куда внушительнее, будете в Питере - рекомендую сходить послушать.



Как и на грандмакете, в акватории есть день и ночь. Вот так выглядит собор в ночном варианте.



Мельница Монетного двора. Его перенесли из Москвы в крепость в 1724 году, где он находится до сих пор. Показана куртина между Екатерининским и Трубецким бастионами, где изначально и чеканились монеты, собственное здание Монетного двора начали строить только на рубеже XVIII-XIX веков, то есть в исторический промежуток, представленный на данном макете, оно уже не попадает.



У пристани крепости очень оживленно. Если присмотреться, в лодках слева можно увидеть преображенцев (в зеленых мундирах) и семеновцев (в синих). Здесь вода не настоящая, а такая же, как на грандмакете. Настоящая - только в центральной чаше, где плавают корабли.



А теперь, внезапно, наступает осень и мы оказываемся на подступах к Кронштадту.



Непривычно видеть его без Морского собора, но тот был построен к концу аж XIX века, так что тоже мимо макета.



Бытовых сценок в акватории существенно меньше, чем на грандмакете, но забавные тоже попадаются: мужик сидит на трубе и размахивает руками. Можно было бы предположить, что это плохой Санта, но на дворе не зима и костюм у него неподходящий.



Еще раз форт и проплывающий мимо корабль.



Золотая осень продолжается в Ораниенбауме. Конечный пункт Петергофского тракта, здесь начиналась паромная переправа в Кронштадт. Местность была подарена Петром I Меньшикову, который и заложил здесь дворец и парк.



Пикники и прочие светские развлечения в парке. Мужчина с дамами играют во фрисби?



Хорошо видны апельсиновые деревья, давшие первоначальное название городу (Ломоносовым он стал только с 1948 года).



Интерактив «псовая охота». Интересно, что активные эксперименты по формированию породы русских псовых борзых, а на миниатюре - именно они, относятся как раз к началу XVIII века, то есть в смысле соответствия времени всё верно.



Вид с южного фасада дворца.



Примечательно, что в парке обитали не только графины с графинями, но и лихие людишки. Интерактивная сценка «Табачок имеется? А если найду?».



Потешная крепость Петерштадт в Верхнем парке, в наше время от нее остались только ворота. Любимое место Петра Федоровича (будущего Петра III).



Галеры в Нижнем пруду парка. Вода настоящая, галеры движутся.



Бивак потешной пехоты Петра Федоровича.



Вид на крепость и Нижний пруд с другой стороны.



Была у Петра Федоровича и потешная кавалерия.



Понятно, что всю эту потешную ораву нужно было чем-то кормить, так что крестьяне в Ораниенбауме тоже водились.



Очередная бытовая интерактивная сценка. Винни-Пух Медведь лезет на дерево за медом.



Лето застает нас, конечно же, в Петергофе. Вид на Нижний парк. Еще нет привычного для нас буйства фонтанов, но Самсон, раздирающий пасть писающему мальчику льву, уже на месте - как символ победы над Швецией в Полтавской битве. Установлен фонтан был в 1735 году. Хорошо виден Морской канал.



Еще раз - Самсон и Большой каскад.



Но основное веселье, конечно, разворачивалось в Верхнем парке. Сюда подходила Петергофская дорога, так что все кареты прибывали именно к верхней части ансамбля. Это в наше время самым распространенным путем прибытия туристов стал водный, от Дворцовой набережной, а тогда по воде в основном доставляли товары и стойматериалы.



Из развлечений, например, предлагаются живые шахматы.



Вид на Верхний парк со стороны Петергофского тракта. Сейчас здесь остановка маршруток, идущих от метро «до фонтанов».



Это был XVIII век, мы развлекались, как могли. Игры в Верхнем парке.



Парадный вход в Большой дворец. Справа вверху наблюдаем торжественное прибытие императрицы.



Я не историк, мне судить сложно, какая именно императрица изволили прибыть. По мне так это может быть и Елизавета, потому как ближе к концу ее правления дворец перестоили под веселенькое барокко, и Екатерина II, которая по времени правления прекрасно укладывается в промежуток, которому посвящен макет.



Сегодня будут танцы. Не помню точно, но кажется, танцплощадка в Верхнем парке до наших дней не дожила.



Ночной Петергоф не менее прекрасен.



Скромный и даже аскетичный дворец Монплезир, любимая резиденция Петра I.



А мы из лета перемещаемся в позднюю весну, которая застает нас на Васильевском острове. Недалеко от берега еще плавающий корабль проходит рядом с уже не плавающим.



А на берегу вовсю полыхает пожар.



Территория острова примерно до 1715 года вообще не застраивалась, так что то, что мы видим на макете, соответствует как минимум середине века: уже есть Меньшиковский дворец, здание Академии наук, Двенадцать коллегий и т.п.



Тут боюсь ошибиться, но на переднем плане вроде бы это Старый Гостинный двор, построенный Трезини в 1722-1735 гг и перестроенный в XIX веке. А так, в общем-то, перед вами панорама всей стрелки Васильевского острова того времени.



Еще раз Старый Гостинный с немножко другого ракурса.



Остров активно застраивается, поэтому ветряная пилорама - вполне логичный элемент изменяющегося ландшафта. К горизонту уходит здание Двенадцати коллегий, которое невозможно не узнать.



«Ночью» Коллегии выглядят особенно привлекательно.



Галереи, беседки.



Еще раз Двенадцать коллегий и здание Академии наук за ними. Кстати, в исторической цветовой гамме оно мне больше нравится, чем в сегодняшней сине-зеленой. А на горизонте, на другом берегу Невы - зимнее Адмиралтейство.



А вот отсюда почти ничего не сохранилось. Канал засыпан, хотя изначально весь остров планировалось сделать таким, водным, двухэтажного дворца тоже нет, как и парка перед ним.



Зато сохранился Меньшиковский дворец, первое каменное сооружение в городе. Собственно, усадьба Меньшикова включала в себя всю полосу земли от Большой до Малой Невы, но начиналась она именно этим дворцом.



А вот дворец с парадной стороны. Опять же, раскраска и оформление намного интереснее, чем сегодня, когда он желто-белый. И скульптур на фронтоне нет. Сохранились только императорские короны, свидетельства неуемных амбиций светлейшего.



Меньшиковский дворец Петр I часто использовал для различных приемов. Тут, например, чествуют голландских шкиперов.



Несохранившаяся церковь, похоже на Воскресенскую, но могу ошибаться. Канал - на месте нынешнего Филологического переулка, справа - здание Университета.



Петербургский университет.



До постройки первого постоянного моста через Неву (Благовещенский, середина XIX века), пассажирское сообщение Адмиралтейской стороны с островом выглядело примерно так. Интерактивная картинка - лодка натурально движется и причаливает к набережной.



Академия наук. Никакого тебе гранита набережных, никаких сфинксов и туч китайских туристов около них.



Адмиралтейская сторона, если смотреть со стрелки Васильевского острова.



Как уже говорилось, первоначально Адмиралтейство представляло из себя верфи, окруженные крепостными стенами.



Вид на Новую Голландию, два острова, появившихся в результате прокапывания в 1719 году двух каналов между Невой и Мойкой.



Здание-визитная карточка Новой Голландии. Предназначено, между тем, для революционной методики сушки корабельного леса - вертикально, стоймя.



Ну и, конечно, какой же Питер без наводнений.



Люди спасаются как могут. Внизу человек держится за упавшее в воду дерево (или бревно, определить сложно), чуть выше семья на лодке пытается спасти своих детей, причем одному, видимо, помочь не удалось.



Пытается спастись и домашняя животина. Но только у одной из трех коров это получилось.



Напоминает фоторепортажи после ливней нынешним летом. У нас в Одинцово примерно так выглядели перекрестки рядом с домом, пока ливневку не переложили.



Тот самый разводной голландский мостик крупным планом.



Ближе к концу экспозиции просто весна плавно перешла в раннюю весну.



И Масленицу. Так что если не хотите когнитивного диссонанса, начинайте осмотр с конца, так смена времен года станет природной и натуральной, а не химией какой.



А это выставлено в витрине в фойе. Просто чтобы оценить детализацию.





В общем и целом мне понравилось. Я не специалист в истории Питера и архитектуры, не берусь судить, насколько точно всё воспроизведено и насколько оно соответствует историческим реалиям. Но особых расхождений с тем, что рассказывали на многочисленных экскурсиях, я не заметил.

Единственный минус - в помещении душно, видимо, это объясняется большой площадью контакта воды с воздухом. При том, что народу в зале было немного, к концу просмотра я основательно взопрел.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)