Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Председатель челябинских архитекторов не хочет конкуренции с Калатравой и Фостером

Saturday, 08 August, 17:08, don-beaver.livejournal.com
Руслан Сафин опубликовал интересную статью о предлагаемом архитектурном конкурсе с мнениями четырёх архитекторов: http://up74.ru/articles/obshchestvo/78499/

Архитекторы Дмитрий Ступин и Татьяна Баль в целом поддержали идею архитектурного конкурса.
Два других архитектора: Кирилл Кугаевский и Сергей Якобюк (председатель Челябинского отделения Союза архитекторов) высказались против конкурса. Кугаевский в качестве брендового выдвигает собственный масштабный проект обустройства набережной реки Миасс, в рамках которого «должны возникнуть жилые дома, деловые и торгово-развлекательные центры, музеи, спортивные комплексы и многое другое». Простой вопрос Кириллу Кугаевскому: что мешает спроектировать с метеоритным акцентом одно из многих запланированных зданий?
Высказывания Сергея Якобюка весьма примечательны:

1. «Прежде всего он уверен, что предложенный Горькавым объект не оправдает ожиданий».
Напомню, что ни о каком конкретном объекте сейчас речь не идет; наоборот - предлагается провести конкурс архитектурных концепций, в рамках которого возможны любые варианты, включая обычное по архитектуре здание с необычной раскраской или подсветкой (такую идею высказал в книге «Южный Урал после метеорита» архитектор Александр Тимарцев). Априорная уверенность в том, что ничего не получится – показательна.

2. «Привлечение к проекту топовых архитекторов, таких как Калатрава и Фостер, Якобюк считает неоправданным, напоминая, что Йорн Утзон на момент строительства Сиднейской оперы был мало кому знаком, но это не помешало его творению обрести всемирную известность».
Этот пример сокрушительным бумерангом противоречит самому Якобюку. Ведь проект Утзона победил в широком международном архитектурном конкурсе, объявленном правительством Австралии. На конкурс было представлено 223 работы – как знаменитых архитекторов, так и малоизвестных. Не приглашать на такие конкурсы великих мастеров – это заранее занижать планку. Надо шевелить мозгами и выдавать проекты, которые побьют Калатраву и Фостера, а не создавать тепличные условия, выгодные для себя и проигрышные для города.

3. «Для меня странно, что метеорит — это наш бренд. Слава богу, что он вообще нас не убил, — сказал Сергей Якобюк".
Для меня это еще страннее. Очевидно, Якобюк не читал моего письма. Цитирую: «Я предлагаю провести архитектурный конкурс концепций оригинального здания, связанного с Южным Уралом и Челябинским метеоритом. Здание должно быть крупным и визуально ярким, чтобы потенциально стать брендом города».
Обращаю внимание на приоритеты: в первую очередь здание должно быть связано с Южным Уралом, и лишь потом - с Челябинским метеоритом. Сам по себе болид не может быть визуальным брендом (он визуализирован только на фотографиях) – таким брендом может быть крупное яркое здание, которое отразит в себе многовековой культурный пласт Южного Урала и свежее информационное эхо болида. Если бы болид взорвался над тундрой – ни о каком бренде речь не шла бы. Но Челябинск - мощный город, которому нужна лишь реклама. Вот она – свалилась с неба, так используйте её, не хлопайте ушами, господа!

4. «По его мнению, у Челябинска и без метеорита достаточно потенциальных точек роста, на которых можно построить полноценный бренд».
Это утопическая иллюзия. Пусть Якобюк назовет эти «точки». Создать яркий визуальный бренд мирового уровня исключительно сложно – вот Минск пробовал, ничего не получилось. Это вещь на стыке психологии, истории и архитектуры. Визуальный бренд не назначается официальным приказом, он выбирается общественным мнением, которому мы можем предложить лишь возможные варианты. Реальность такова, что у современного Челябинска есть единственная оригинальная «фишка» мировой известности и позитивно-восторженного оттенка – это метеорит. Он не является брендом, но может стимулировать его создание. Якобюк и Кугаевский полагают, что Челябинский болид – это случайное событие, не стоящее особого внимания. Господа журналисты, проделайте такой опыт: выйдите на челябинскую улицу и поговорите с десятью-двадцатью людьми. Не надо ничего говорить про конкурс или бренд, а просто спросите – где люди были в «день болида» - 15 февраля 2013 года, чего видели, чего слышали и чего запомнили. Несмотря на то, что прошло 2,5 года, я уверен, что в 8 из 10 случаев вы получите эмоциональный рассказ о взрыве, об ударной волне, о разбитых окнах и беспокойстве за родных. Южноуральцы выдержали космическую бомбардировку достойно - даже с юмором, и всячески помогали друг другу. Не в метеорите дело, а в коллективном сопереживании из-за грозного и уникального явления, которое останется в памяти челябинцев навсегда. Ну, какое ещё событие последних 50 лет способно вызвать такой всплеск общих воспоминаний? Любой челябинец - очевидец болида, узнав, что построено здание с метеоритным мотивом, захочет посмотреть на него, сравнить впечатления с воспоминаниями.

5. «Когда то население Челябинска и Екатеринбурга было примерно равным. Сейчас там живут полтора миллиона человек, а мы вот-вот выйдем из миллионников, если будем и дальше так сидеть, пузыри пускать».
Вот тут я полностью согласен. Мы, челябинские мальчишки 70-х, гордились своим городом, потому что в нём были построены красивое здание дворца спорта «Юность» (1967) и уникальный купольный торговый центр (1975). Город не живет и не растет без такой гордости горожан. Новые времена требуют новых выдающихся символов. Архитектор Сергей Якобюк более тридцати лет трудится над архитектурным обликом Челябинска, и должен чувствовать свою прямую ответственность за удручающее архитектурное отставание города от Екатеринбурга, где уже строится здание по проекту Нормана Фостера. Позиция председателя архитекторов по предлагаемому конкурсу показывает, что решительных шагов от Союза архитекторов скорее всего не будет – «будем и дальше так сидеть, пузыри пускать».

Закончу на позитивной ноте. Челябинские строители мечтали в День строителя, и вот что сказал один из бизнесменов-застройщиков:
«Александр Захарин, директор WELLHOME, хочет построить торгово-развлекательный центр в Челябинске, о необходимости появления которого накануне заявил Николай Горькавый.
- Недавно прочитал на вашем портале об идее построить торговый центр «Метеорит», вот я бы с удовольствием его построил. Разместил бы я его на Алом поле, он стал бы украшением города. Каким бы он был? – это бы я поручил решить дизайнеру и проектировщику, - поделился своими мечтами Александр Захарин».

Источник: http://etochel.ru/news/yekonomika/4454_visotki-s-glyancevimi-fasadami-i-golf-klub-mechtay.html
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)