Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Против «отбора на ум» у евреев

Tuesday, 25 August, 14:08, wolf-kitses.livejournal.com

Саадия Гаон на еврейско-арабской миниатюре

с помощью и при участии marina-fr

«Будьте внимательны к сыновьям невежд, ибо Тора к Израилю от них выйдет»65. Странное дело, почему это невежда пригоден для восприятия семени ученого более, чем пригоден к этому ученый, до такой степени, что сказано: «ибо Тора к Израилю от них выйдет»? — но свидетельствует опыт, что это так. И должен ты знать, что, подобно тому, как вещь эта в человеке пребывает, так же и в Торе, ибо интеллект исходит и рождается от человека, телом обладающего, ибо в предмете нуждается интеллект, а предмет его — материя, из которой исходит интеллект к действительности.

И подобно этому — отец-невежда, у которого есть его телесность и предмет для интеллекта, пригоден к тому, чтобы от него вышел сын-ученый к действительности. Тот же, кто сам уже ученый, — целиком он интеллектуален, и нет здесь предмета для интеллекта, ибо материя — предмет его. И потому сказано: «Будьте внимательны к сыновьям невежд, ибо Тора к Израилю от них выйдет», — подобно тому, как находим у человека, что материя — предмет интеллекта человеческого, — что для возрастания интеллекта, который есть Тора, требуется предмет материальный. <…> И потому сказано: «Будьте внимательны к сыновьям невежд…», что предметом Торы является материальное, потому что нет у интеллекта самостоятельного существования в мире, но только — если есть у него предмет материальный.».

Махараль из Праги, Лев Бен Бецалель

А.В.Марков пересказывает  очень популярное исследование Cochran et al., 2006 про сабж. Мол, евреи-ашкеназы (не сефарды и другие «восточные» группы нашего народа — арабоязычные евреи, арамеоязычные лахлухи, бухарские и горские евреи, говорящие на иранских языках) в раннем Средневековье претерпели отбор на интеллект, обратной стороной чего стали генетические болезни, нарушающие обмен сфинголипидов в мозге, типа синдромов Тея-Сакса и Ниманна-Пика.

А отбирались ашкеназы на интеллект  потому, что именно в средневековье большая часть еврейского населения Европы «занималась бизнесом», где успех (в т.ч. репродуктивный) «зависит от ума». А вот отсталые сефарды (коих автор исследования не отличает от «восточных евреев» вообще — мизрахим), что в ал-Андалус, что в Магрибе — «занимались ремёслами». И вот, смотрите, IQ сефардов в современном Израиле действительно ниже, чем у ашкеназов.

Увы, теория Кочран с соавторами во всех своих утверждениях не выдерживает критики — они или неверны вовсе или, если более или менее верны, допускают другое (более подходящее) объяснение:

1. IQ евреев, как и других ранее угнетённых общностей, подвержен эффекту Флинна и возрастает  по мере  эмансипации. У ашкеназов США IQ выше среднего появился только тогда, когда они перестали быть бедняками, плохо знающими английский и подозреваемыми в коммунизме потенциально опасными элементами, поднялись в средний класс вошли в истеблишмент и пр. Т.е. во второй половине ХХ века: до этого он (как и у азиатоамериканцев) был ниже среднего:




«Тысячи переселенцев из Италии, России, Австро-Венгрии и других стран прибывали в Нью-Йорк, где попадали в гигантский фильтрационный лагерь, организованный на острове Эллис, расположенный вблизи статуи Свободы. Иммигранты проходили на острове медицинское освидетельствование, а с 1912 года к медицинским обследованиям добавились тесты на интеллект, проводить которые был приглашен Годдард. Итог был плачевным для иммигрантов: 79% итальянцев, 80% венгров, 83% евреев и 87% русских по результатам тестирования были признаны «слабоумными». В 1917 году Годдард с гордостью писал: «Число чужаков, депортированных по причине слабоумия, в 1913 году возросло на 350%, а в 1914 году — на 570%… Все это стало возможным благодаря самоотверженному труду психологов, вдохновленных верой в то, что интеллектуальные тесты могут быть использованы для выявления слабоумных»

Источник «Коммерсант»

Дискриминационное мнение об умственных способностях «восточноевропейцев», установившееся у белых англосаксов в связи с этим тестированием, ответственно за направленный недопуск в 1930-е евреев, бегущих от фашистского уничтожения:

«еще большую популярность тесты приобрели в 20-е годы, когда данные армейских психологов были рассекречены и опубликованы. По заданию правительства выводы группы Йеркса перепроверил принстонский профессор психологии Карл Бригхэм, который выпустил книгу, мгновенно ставшую бестселлером. Профессор утверждал, что все прошедшие тестирование в 1918 году относились к одной из трех рас — нордической, альпийской или средиземноморской, причем чем больше в призывнике оказывалось нордической крови, тем выше был его IQ. «Результаты наших тестов указывают на неоспоримое превосходство нордической группы,— утверждал Бригхэм.— Нордическая раса — раса господ, организаторов и аристократов… они самодостаточные индивидуалисты, ищущие личной свободы… Как следствие, большинство из них обычно оказывается протестантами… Альпийская раса практически повсеместно есть раса крестьян. Альпийцы — превосходные рабы, идеальные крепостные». Славяне и ирландцы были причислены Бригхэмом к альпийской расе, что же касается выходцев из России, то здесь профессор вообще не делал различий между этническими группами. «Половина иммигрантов из России, попавших в нашу армию, были евреями… Однако наши цифры позволяют опровергнуть расхожее мнение об интеллектуальном превосходстве евреев. Форма головы еврея, его телосложение и цвет кожи не отличаются от таковых у его славянских соседей. Еврей — типичный славянин и альпиец». Проведя статистическую обработку данных группы Йеркса, Бригхэм также пришел к выводу, что 39% русских, 42,3% итальянцев и 46% поляков имеют коэффициент интеллекта ниже, чем у среднестатистического американского негра. Результаты Бригхэма взволновали общественность, и его книга в итоге стала одним из аргументов в пользу принятия в 1924 году Иммиграционного акта Джонсона—Лоджа, резко сократившего число иммигрантов.

Источник ibid., см.также «Американские предтечи и адепты нацизма«



Сходная картина получилась, когда после вступления США в Первую мировую военные тестировали иммигрантов для выявления наилучше осваивающих военные специальности, с кем вообще стоит возиться. Самое важное, было показано, что измеренные цифры IQ слабо связаны со способностью к соответствующему обучению, или же вообще не связаны — что у негров, что у «белых», что у евреев (в приведённой выше цитате видна необходимость объяснить невязки между умственными достижениями «евреев» и низкими результатами тестирования по IQ). То же самое установил Л.С.Выготский для школьников европейского центра России: текущий IQ мало что говорит о перспективах обучения и умственного развития.

Сейчас известно, что IQ показывает не интеллект, а социализацию, он хороший предиктор успеваемости, но не продуктивности научной и прочей деятельности потом, «на длинной дистанции». Главное, что  он прогностичен лишь при постоянных социальных условиях — тогда как для реализации таланта именно их нужно менять.  Для оценки того, развивал ли отбор «умственную продуктивность» вообще, если да, то в какой степени его действие сравнимо с эффектом изменений социальной среды на протяжении исторического процесса, надо брать число реализовавшихся гениев и крупных талантов ( в т.ч. в политике/бизнесе). Как это делали в аналогичных исследованиях В.П.Эфроимсон, Питирим Сорокин или George Sarton в монументальном «Введении в историю науки» (1927-48) .
http://www.socialcompas.com/wp-content/uploads/2015/05/87111438_1336889083_004frzjudenfleckjudenhutujudenkleidung45pr.jpg

Увы, не-американские данные — по Европе или СССР — авторов не интересуют (в 20-е годы измеряли IQ в еврейском детдоме в Малаховке, где он тоже был ниже, чем у русских горожан). Ровно по той же причине по сегодняшним измерениям в Израиле  IQ сефардов и «восточных евреев» ниже — это более бедная, поздней прибывшая (из Магриба, Турции, Болгарии и пр.), хуже образованная, зачастую дискриминируемая и т.д. часть населения. Только к началу 2000-х гг. исчезла грань, отделявшая их от ашкеназов, они стали единым сообществом — хотя и стратифицированным, что неизбежно при капитализме.

Тем более что «интеллигентская» часть еврейского сообщества из стран Северной Африки попала не в Израиль, для них слишком «социалистический», а во Францию или США; особенно из Алжира, где евреи получили гражданство уже 24.10.1870 по закону Кремьё, происходившего из евреев Прованса, т.е. сефардов.


Мелвут Акилдиз. Султан Баязид II встречает прибывших в 1492 году в Турцию евреев-сефардов

2. Именно раннее Средневековье опрокидывает все построения авторов. Будучи важной (в 9-11 веках — и почти равноправной) частью арабского мира, включая ал-Андалус, сефарды и арабоязычные евреи занимались бизнесом с размахом, какой и не снился загнанным в гетто и регулярно избиваемым христианами ашкеназам (см. книгу С.Г.Лозинского). Разница здесь примерно как между Мордашовым и владельцем придорожного кафе.

Тогда же (второй раз в нашей истории) евреи — и именно сефарды — с размахом занялись философией и пр. науками, в чём преуспевали. Так, среди персоналий помянутого многотомника Сартона среди 626-ти учёных, известных в период с 1150 по 1300 г.г. 95 евреев (15%), что сравнимо с 14% евреев среди нобелиатов в первой половине ХХ века и 29% — во второй. О чём см. выдержку из «Евреев и арабов» Шломо Гойтейна или Колетт Сират «Очерки средневековой еврейской философии», где среди персоналий ашкеназы почти отсутствуют.


Еврей-врач и купец. Миниатюра 1574 г.

Ашкеназы в лучшем случае это читали, пересказывали своими словами, но чаще — отворачивались и плевались, боялись «задеть религию», и занимались этой последней. Сколько-нибудь значимых успехов в науках и философии ашкеназы не демонстрируют до 19 века; немногие исключения (ученик Тихо Браге, раввин астроном и историк Ганс Давид) лишь подтверждают правило. Да и в бизнесе тоже — в сравнении с христианским населением, от ломбардских банкиров до создателей Ост-Индских компаний. Еврейский бизнес неизменно остаётся в диапазоне «торговли подержанной одеждой». Иными словами, авторов подводит незнание истории.



«Галерея поучительных портретов, взятых из жизни». (Типажи евреев.). Германия, 1815–1820 годы.

Важное исключение — Голландия и потом Англия после «славной революции»: там были и миллионщики, вроде братьев Перейра, и великие учёные, вроде Давида Рикардо. Но! всё это сефарды, бежавшие туда из Испании-Португалии, или сумевшие получить равное с христианами образование, что было возможно с 17 века. Плюс значительное количество сефардских семейств из Голландии и Великобритании перебралось в США и там слилось с ашкеназами (часто через попытку ведения дел в Карибском бассейне и в Латинской Америке); авторы этого не учитывают и не выделяют в данных.

И всё-таки взрыв реализаций научного таланта евреев начинается лишь с конца 19 в. Как и бизнес-талантов:  скажем, у родственника К.Маркса Филлипса. Как-то уж очень долго ждал «отбор».

3. Гипотеза Кочрана предполагает отбор именно на умение зарабатывать деньги и/или выживать за счёт денег при отсутствии возможности восстать, «применить силу» или же «власть употребить». Развитие интеллекта тут вещь косвенная, средство или последствие. Однако в 19-21 вв. реализация научного таланта евреев а) шла строго пропорционально эмансипации и б) сильно превосходила реализацию бизнес-талантов (также пропорциональную эмансипации). Достаточно сравнить списки самых богатых людей и списки нобелиатов: в первом относительно доминируют англосаксы, во втором — евреи. Непонятно, почему «косвенный эффект отбора» оказывается «прямого».

4. Данные по исторической демографии средневековья (скажем, работы Ю.Бессмертного по Франции) действительно показывают, что у более богатых любого сословия было больше детей — что у крестьян, что у горожан, что у рыцарей. См. табл.3.1 и следующий за нею текст. Но! лишь в хороший год, при неурожаях, войнах и эпидемиях он был одинаково низок, и косил в первую очередь телесно слабых, особенно через тиф и туберкулёз.
Читать далее

P.S. А если хочется действительно внятный пример селективной эволюции когнитивных способностей - см. работу R.L.Cieri, 2014. Craniofacial Feminization, Social Tolerance, and the Origins of Behavioral Modernity. Правда, он происходит непрямым образом, тем же способом, что в работах Беляева и Трут по доместикации (и, что замечательно, их автор цитирует). Где- то со среднего палеолита рост плотности и усложнение групп вызвали отбор на большую социальность и большую толерантность к ближним, что снизило уровень тревожно-оборонительных реакций с "биологическим" компонентом агрессии, и высвободило развитие умственных способностей, быстрый рост которых создал "поведенческую современность".  Т.е. произошла своего рода самодоместикация, вследствие коей со среднего палеолита, в период предшествующий подъёму насилия, реальному ли, притянутому ли за уши, у нашего вида отмечена чёткая краниофациальная феминизация.  Уменьшается половой диморфизм, в первую очередь в пропорциях черепа, сопряженно со снижением уровня тестостерона и уменьшением межполового разрыва по данному параметру, по этим изменениям реконструируется снижение «биологической» агрессивности.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)