Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Причины кризиса полевых зоологических исследований

Monday, 03 August, 17:08, wolf-kitses.livejournal.com
М.Е. Гольцман
Биологический факультет
Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова
Уже ряд лет на американских конференциях териологов обсуждается проблема ослабления интереса к полевым зоологическим исследованиям (Schmidly, 2005; Hafner, 2007; Weigl, 2009). Это проявляется в снижении финансирования полевых исследований в пользу лабораторных, в сокращении полевых дисциплин в программах обучения, и потока студентов, специализирующихся в полевой зоологии. Как причины рассматривают несколько факторов.
Образование стало более дорогим и труднодоступным, и среди студентов стали преобладать выходцы из более обеспеченных семей, как правило, из городов и пригородов. Они с детства лишены возможности активно знакомиться не только с дикой природой, но даже с животными и растениями сельских усадьб. Вместо этого они получают формирующие сознание уроки от родителей и средств массовой информации об инфекционной опасности среды и необходимости неукоснительного соблюдения гигиены. Обсуждение преступлений и несчастных случаях как главных новостей заставляет родителей полностью контролировать контакты и поведение детей, лишая их возможности самостоятельно знакомиться с окружением. Ни телевизионные программы о животных, ни интернет не заменяют непосредственного контакта с природой и обеспечивают лишь пассивное восприятие информации. С этой точки зрения, утрата интереса к полевым исследованиям это следствие изменения домашнего воспитания последних поколений.
Хотя в России ситуация несколько иная, но тенденция к ослаблению интереса к полевой зоологии несомненно тоже есть. Однако, с моей точки зрения, общая проблема намного сложнее и интереснее, чем это обсуждалось до сих пор, и она непосредственно связана с быстрыми изменениями экологии человека. Мы преобразуем среду со все возрастающей скоростью. Разрабатывать, исследовать, и создавать новую среду становится все увлекательнее, и интерес к натуральному миру угасает. Фактически даже концепция охраны природы начинает сводиться к защите человека от человеческих загрязнений и неэкономичного использования естественных ресурсов. Искусственно создаваемый мир становится все более глобальным и человек – компонентом им самим создаваемой среды. Искусственная среда определяет его и биологическое и когнитивное развитие, формируя культуру, интересы, спрос на специфический интеллект. Она занимает наше внимание и определяет ценности.
Здесь появляются две важнейшие проблемы. Во-первых, из среды быстро исчезает то, что создано не нами, и то что мы создать не можем. То есть компоненты, ценность которых мы не можем измерить, так как они не воспроизводимы. Вторая проблема связана с внешне противоположным процессом, обогащением среды искусственными компонентами. Мы адаптируемся к среде, которую сами создаем и, таким образом, мы замыкаемся на себе, привязывая себя к тому, что сами же и производим. Более того, если отбор существенен в эволюции современного человека, то его все более значимыми факторами становятся искусственные компоненты среды. Биологическое значение быстрого искусственного изменения среды нашего собственного вида неизвестно, проблема в целом пока не сформулирована, но ее необходимо осознать, и найти эффективные методологические подходы для контроля и анализа этого процесса.
В этом контексте утрата интереса к полевой зоологии следствие не столько растущей боязни внешнего мира у поколений, воспитанных у экранов телевизоров и мониторов, сколько утраты креативной привлекательности полевых исследований природы на фоне технологий создания и использования искусственной среды.
Источник, с.6
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)