Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Садится солнце. День уходит с Воробьёвых гор...

Thursday, 02 July, 19:07, ksonin.livejournal.com
Самое бросающееся в глаза свойство Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ – это, конечно, его совместность. Самым очевидным следствием является то, что выпускникам дают два диплома и, соответственно, у них есть две церемонии выдачи этих дипломов. Сегодня было торжественное вручение вышкинских дипломов – в числе всех выпускников экономического факультета, в парадных мантиях. В пятницу будет выпускной вечер в РЭШ – без мантий, зато с настоящим commencement speaker (в этот раз будет – как семнадцать лет назад, когда я заканчивал магистратуру – Пётр Авен).

Этот выпуск СБ – первый. Я уже не раз писал, что радоваться надо не существованию чего-то, а уже свершимся достижениям. Если завтра СБ перестанет существовать (к этому нет никаких причин – это мегауспешный проект), то один выпуск - это уже большое достижение. Уже стоит всех усилий – и наших, и студенческих. (То же самое я думаю и про другие проекты – фонд «Династия» уже стал эпохальным событием в истории российской науки; «Эхо Москвы», New Times, а когда-то «Сегодня», «Русский Телеграф», «Итоги» – в российской журналистике. То же самое я думаю про свои личные, совсем маленькие, в сравнении, проекты – было 12 прекрасных лет в РЭШ, были замечательные достижения во ВШЭ – за семнадцать лет с 1998-го, когда я первый раз читал там лекции. Даже пять колонок в «Огоньке» в 2004 году…)

За шесть лет существования проекта (ребята учились четыре года, но для меня работа началась в 2009-ом), мы, я считаю, очень много чего сделали. Мы

• сделали программу с самым гибким и свободным набором курсов в России и, одновременно, с карьерными перспективами – лучшими в стране (в части работы, 80% выпуска) и на уровне лучших в мире (в академической части, чуть меньше 20% нашего выпуска едут на PhD);

• показали, что российская бакалаврская программа в общественных науках может быть конкурентоспособной на мировом уровне – впервые за сто лет, однозначно; не исключено, что и впервые за тысячу лет :);

• показали, что для того, чтобы хорошо осваивать предмет – в том числе иностранный язык и технические предметы, не нужно много часов в классе – достаточно двух занятий по 80 минут в неделю. Отлично они всё самостоятельно выучивают – даже при том, что у нас, как во всех российских вузах, здания мало приспособлены, по меркам ХХI века, для самостоятельного обучения;

• подтвердили, что студенты всех четырёх курсов могут прекрасно заниматься в одном курсе – особенно это касалось, конечно, курсов по выбору;

• показали, что высокие требования к академической этике (исключение за, считай, две списанных домашки) – не препятствие для качественного обучения и, что важно в нашей российской практике, для успешного поиска работы.

Достижения и, тем более, выученные уроки – этого, конечно, куда более продолжительная дискуссия. Один вопрос о преподавании английского – оно в СБ было построено по принципиально другой, по сравнению с российской, модели – чего стоит… Но это вопрос для отдельной записи.

А тут я хотел бы просто поблагодарить и поздравить «всех непосредственно причастных». Конечно, не всех – в любом вузе огромную роль играют те, кто обеспечивает бухгалтерские проводки, отчётность перед Рособрнадзором, красоту и удобство зданий, охрану и т.п

"Отцы-основатели"

Для меня все эти шесть лет – это постоянные разговоры с двумя людьми, обсуждение всего, что связано с бакалаврским образованием. Олег Замулин шесть лет назад работал в РЭШ директором магистратуры, но уже десять лет, по собственному признанию, мечтал о создании современного бакалавриата. Сейчас, став одним из создателей СБ, Олег работает деканом факультета экономических наук в Вышке… В СБ Олег отвечал за экономическую программу, за общую философию и подход – это же были его мечты! – и за английский язык (он получал бакалавра в Grinnele и этот опыт был очень важен).

С Ириной Хованской мы были знакомы по двору (и ещё раньше), 57-ой школе и мехмату МГУ, но к началу СБ нас связывало больше всего преподавание математики на политологии, социологии, журналистике и т.п. в Вышке. Здесь не место обсуждать наши реформы, но они были небольшие (для меня реформа – это изменение философии преподавания и программы в масштабе одного курса), но фундаментальные. Коротко говоря, у нас в стране нет ни опыта, ни традиции, ни навыка преподавания математики сильным студентам, которые не собираются специализироваться в математике-физике. В СБ Ариша отвечала за математику, но это было гораздо больше, чем математика. Если бы не она, я бы бакалавриатом не занялся и как он должен выглядеть, так бы и не понял.

Ну и я – связи с общественностью, в широком смысле. То есть и с теми, кто списал домашку, и с теми, кто даёт деньги, и с теми, кто не понимает… Ну, никто же ничего не понимает. Родители не понимают, зачем экономистам биология по выбору (по выбору!), студенты – зачем экономисту теория Галуа и театральность в русской культуре, один начальник – почему важны не деньги, а люди, другой – почему наоборот, одни коллеги – зачем что-то менять, другие – зачем что-то использовать из имеющегося. Один профессор не понимает, как можно преподавать не по программе, утвержденной министерством, другой – почему на него нужно обращать внимание. Или вот профессор, живёт за 600 километров от Москвы и ещё не знает, почему ему надо у нас преподавать. А ещё зрители, болельщики, конкуренты, друзья-соперники... Между прочим, я правда думаю, что от нашего опыта - и от того, как мы его обсуждаем и объясняем, выигрывают все сильные программы по экономике у нас в вузе, в городе и стране.

Те, без кого проект был бы невозможен

Игорь Федюкин, историк-специалист по XVIII веку, ныне профессор ВШЭ – стоял у истоков проекта – мечтал вместе с Олегом о создании в РЭШ бакалавриата и написал первые концептуальные документы. Потом жизнь его вырвала из наших рядов – он стал замминистра образования, прославившимся первой победой над фальшивыми диссертантами. В этом году Игорь читал курс по истории в СБ – то есть, вернулся.

Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, который поверил нам, что лучший экономический бакалавриат в стране можно сделать ещё лучше и, соответственно, поделившийся всеми возможными ресурсами. Ну и всё остальное, само собое. Или ректора, так же как и первого проректра, финансового проректора и проректора, отвечающего за помещения, лучше специально не благодарить? Техническая же, в сущности, работа :)

Сергей Рощин, проректор ВШЭ, операционализировавший слово «поделившийся» из предыдущего абзаца. Потому что ресурс – это не деньги, а, прежде всего опыт – и на то, чтобы вписать программу современного бакалавриата в существующие нормативы. Поверьте, на это потребовался весь-весь существующий опыт. И сотрудники, конечно – Юлия Лежнина, но не только, не только.

Максим Бойко, председатель Совета директоров РЭШ, поверивший – не только мне, но и проректору по развитию Алексею Ситникову и ректору Сергею Гуриеву, что развитие РЭШ невозможно без создания бакалавриата. Симеон Дянков, ректор РЭШ последние два года, тоже уже поверил.

Андрей Бремзен, преподаватель введения в экономику, микро, теории игр, теории контрактов… (если кто помнит словосочетание «артист Микольский» из бессмертной книги Кнышева, то это именно этот случай), стал со-директором со стороны РЭШ, когда я перешёл в Вышку два года назад. И, я думаю, через несколько лет я его впишу в «отцы-основатели».

Те, кто это реально делает

Ксения Паниди – доцент ВШЭ, сменившая Олега на посту со-директора с этой стороны

Екатерина Максимова была первым исполнительным директором, то есть «ответственным» за всё. Представьте, какого быть тем человеком, выше которого – две административные вертикали, а ниже – только одна… Наталья Петрова, которая заменила Катю на этом центральном посту.

Маргарита Маликова, Светлана Субботина и Дарья Верткина (которую мы эх, отдали, лаборатории Инглхарта в питерской Вышке)  – те, без кого мы, профессора и они, будущие выпускники, так и не узнали бы, где и зачем встречаться…

Оксана Будько, благодаря которой все желающие съездили на летние школы и на семестр (а то и на два) в зарубежные университеты - от Бостона и Нью-Йорка до Праги и Риги.

Зарема Касабиева, проректор РЭШ и сотрудники, занимающиеся работой со студентами выпускниками – особенно важной их роль будет сейчас

Те, кто ещё важнее, чем те, кто перечислены выше

Десятки людей подготовили новые курсы, чтобы преподавать в СБ. Александр Марков (ПИ РАН) – по биологии (да, в экономическом СБ появился курс, который был потом с успехом прочитан на куда более профильных факультетах), Андрей Райгородский (МФТИ/МГУ) – по информатике (удвоивший, мне кажется, число экономистов в России, любящих этот предмет), Петр Зверев (ФИАН) и Алексей Васильев (ИКИ) – по физике (когда СБ начинался, у нас в Вышке не было своих физиков), Татьяна Смолярова (Columbia, Литература, Театральность и зрелищность – да, вот что стало незабываемым опытом для будущих инвестбанкиров), Михаил Даниэль (ВШЭ, Лингвистика), Владимир Гельман (ЕУ, Политология – да, профессор ездил из Петербурга!), Кирилл Калинин (UMichigan, Политология), Сергей Ениколопов (МГУ, Психология), Олег Воскобойников (ВШЭ, История искусства), Александра Архипова (Социальная антропология), Алессандро Иандоло (История - только провел у нас год, как его позвал Оксфорд...), Крис Миллер (Yale, История финансов), Ирина Кузнецова (РЭШ, немецкий), Алексей Бессуднов (ВШЭ, Социология – эх, сколько мы потеряли), Елена Набиева (Программирование), Дина Балалаева (ВШЭ, Политология), Юваль Вебер (ВШЭ, Международные отношения - именно СБ убедил Юваля по окончании PhD в Америке ехать в Москву), Владимир Школьников и Ко (РЭШ, Демография), Александр Филиппов и Наталья Канаева (ВШЭ, Философия), Анна Круглова (Социальная антропология), Михаил Краснов (ВШЭ, Конституционное право). И что, хоть кто-нибудь пожалел об этом опыте?

Отдельно надо отметить математиков - Александр Браверман (Brown, Теория Галуа - и, конечно, разговоры обо всем), Наталья Гончарук (матфак ВШЭ, Топология, Анализ I), Юрий Кудряшов (матфак ВШЭ, Анализ II), Илья Щуров (ВШЭ, Диффуры, Питон – ещё один «артист Микольский», на самом деле), Сергей Локтев (матфак ВШЭ, Высшая алгебра), Александр Гутерман (мехмат МГУ, Линейная алгебра), Илья Богаевский (мехмат МГУ, ОПУ), Владимир Панов (ВШЭ, Слупы), Александр Колесников (матфак ВШЭ, Финансовые слупы).

А ещё экономисты – десятки профессоров из ВШЭ и РЭШ… А ещё преподаватели английского – от Стивена Хойта, преподававшего, на протяжении жизни, в десятках, кажется, программ, но за два года оставивший неизгладимое впечатление до Кары Бойлингер, для которой этот год в России был первой работой в жизни (а результат в пятикилометровом забеге РЭШ останется лучшим среди преподавателей на веки вечные). Надо будет отдельно написать про (а) как мы преподаём экономику и (б) про английский.

Человек, дочитавший до этого места, наверное, с трудом вспомнит, с чего всё началось. Вот оказывается, сколько людей (и каких!) и сколько лет нужно чтобы выпустить одного выпускника. Может быть, и хорошо, что всё собрано в одной записи – виден масштаб.

А ведь я ещё не написал о родителях и школьных учителях – стоит про это написать отдельно. И, главное, не написал про выпускников – про благодарность им. Без них этого выпуска определенно бы не было. Ну или он был бы не таким замечательным.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)