Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Операция на себе

Sunday, 15 March, 12:03, ivanov-petrov.livejournal.com
Наука, ясное дело, сильно поменялась в России. Было в мире две "мировых науки", два сообщества, стало только одно, и бывшая советская ушла в провинциальную. И к тому же во многих областях произошли сильные изменения, так что бывш.советская еще и необратимо устарела, не говоря о третьих и четвертых, которые тоже можно придумать.

Меж тем это же не каждый день происходит. Конечно, доминирование в науке от страны к стране и от языка к языку переходит, хоть и не так часто. Но тут были и особенные черты, и к тому же этот процесс не очень описан.

Социологам положено, и они взялись описать произошедшие изменения и новое положение науки, взяв для примера себя. С одной стороны - вряд ли химику будет так уж интересно узнавать, какие там изменения и как идет провинциализация в социологии, если ее всерьез наукой не считают. Да, про физику или химию было б в определенном отношении интересней, но зато авторы хорошо, изнутри знают предмет. В общем, описание трех наук - мировой ("единственно верной"), туземной и провинциальной (авторы различают эти понятия).

http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/019/sokolov_titaev.pdf
Михаил Соколов, Кирилл Титаев. Провинциальная и туземная наука

http://mad-differens.livejournal.com/306070.html http://langobard.livejournal.com/4809332.html
тут некоторое обсуждение (да, конечно, это не сенсация - знающие люди обсуждали в 2013 году, это просто я недавно прочел и, думаю, в некоторых отношениях это интересно)

http://gefter.ru/archive/11253

Там понятные разговоры - как эти провинциальные науки (сообщества) себя ведут, очему и как вписыавясь, не вписываются в мировую, каким именно образом их мировая игнорирует и прочие такие вещи.

Дискуссия в журнале Антропологический форум: "Провинциальная и туземная наука" тут много выступлений
https://www.academia.edu/5834402/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B5_%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D1%82%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0_

Цитата из Соколова и Титаева
Грубо говоря, если провинциальная наука — это карго-аэропорт, подающий сигналы настоящим самолетам, которые этих сигналов не слышат и никогда на него не садятся, то туземная — это аэропорт, который подает сигналы самолетам воображаемым, и эти самолеты регулярно на такой аэродром садятся. Разница между зонами туземной науки заключается в том, что ближняя постоянно доказывает самой себе и тем, кто согласится слушать, что ее аэропорт и самолеты — такие же, как настоящие, а дальняя зона успешно забывает, что эти настоящие где-то существуют.

... Туземный научный текст работает как ода к восшествию на престол, с ним ничего не нужно делать, он просто должен быть.

...Это напоминает классическую завязку академического сюжета: мировая наука погибла, и мы восстанавливаем ее по уцелевшим остаткам подобно археологам [Макинтайр 2000: 5–6]. И то, что мы восстановим, будет очень и очень далеко от истины. Здесь мы наблюдаем ту же ситуацию, только все участники убеждены, что они уже ее восстановили и восстановили совершенно правильно. Таким образом, второе и третье поколение туземных ученых смогут воспроизводить эту модель практически до бесконечности (и, точнее, воспроизводят ее уже сейчас).

...Две полярные группы базируются в разных институтах: туземная — в основном в государственных вузах, провинциальная — в нескольких негосударственных университетах и некотором количестве НКО
[Погорелов, Соколов 2005]. Они различаются множеством культурных особенностей, превращающих их, без преувеличения, в разные академические племена и предельно затрудняющих их контакты даже тогда, когда они по какой-либо причине желают в них вступить. 1
Во всяком случае, в социологии, которую изучали авторы этой статьи, там, где они соприкасаются, провинциальная группа безусловно доминировала в статусном отношении над туземной.

1 Эти культурные различия того порядка, который приобретает устойчивые материальные корреляты. Например, внутриорганизационная коммуникация в провинциальной части дисциплины осуществляется исключительно с помощью электронной почты, в то время как туземная часть освоила ее лишь существенно позднее и до сих пор пользуется относительно неуверенно [Погорелов, Соколов 2005]. Многие крупнейшие туземные организации до сих пор не имеют собственной электронной рассылки или страницы в Фейсбуке. Напротив, телефон или факс широко используются в туземной части, но мало освоены провинциалами. Использование техники, однако, предполагает соблюдение множества сопутствующих коммуникативных правил — переписка по мейлу возможна лишь в организации, сотрудники которой достаточно дисциплинированы, чтобы проверять его не реже двух раз в день, и достаточно нечувствительны к имперсональности соответствующих медиа. Один из туземных боссов сообщил авторам между делом, что не считал возможным явиться на провинциальный семинар, хотя и очень хотел, поскольку узнал о нем из обезличенной рассылки, пришедшей по электронной почте. Из дальнейших расспросов выяснилось, что он считал оскорбительными любые приглашения, кроме личных, поступивших по факсу или телефону. Технологии, этикетные формации и кластеры научной коммуникации переплетаются тут в один клубок.

...Социология в СССР возникла как фрондерски-провинциальная дисциплина, гордая своей вторичностью по отношению в американской социологии, в монументально-туземном советском обществоведении. Паломничества первых советских социологов (Ядова, Фирсова) на Запад и интерес, который они там встретили, навсегда стал для нее символом ее международности; она не считала особенно нужным что-то прибавлять к этому символу. Та же история может повториться вновь, с нынешним провинциальным об-
ществом, которое навсегда сохранит память о великих отцах-основателях, преподававших в Гарварде, считая, что накопленной теми благодати хватит на века вперед.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)