Озоновые дыры мешают океану поглощать углекислоту

Monday, 10 August, 00:08, oceanology.ru
ocean-water.jpgПадение концентрации озона в стратосфере в районе южного полюса приводит к снижению способности океана поглощать углекислый газ, что в итоге способствует глобальному потеплению, пишут французские ученые в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters. Мировой океан, и в частности, Южный океан, окружающий Антарктиду, играет важную роль в сдерживании климатических изменений, поскольку он как губка впитывает атмосферную углекислоту. Согласно большинству теоретических моделей, с ростом концентрации СО2 увеличивается и поглощающая способность океана. Однако наблюдения за антарктическими водами не подтверждают эту зависимость. Авторы статьи, Андре Ленто (Andrew Lenton) из французского научно-исследовательского центра CNRS и его коллеги пишут, что существующие модели не учитывали влияния озоновых дыр на океан. "Если принять во внимание падение концентрации стратосферного озона… выясняется, что (вызванное этим) усиление скорости ветра способствует вентиляции богатых углекислотой глубинных вод и приводят к росту концентрации СО2 в приповерхностных слоях, что соответствует наблюдениям", - пишут ученые. Повышенное содержание углекислоты в поверхностных водах океана приводит к падению его способности поглощать СО2. Авторы отмечают, что таким образом падение количества озона способствует и росту кислотности океана, что угрожает морским экосистемам. При росте кислотности истончаются кальциевые раковины и экзоскелеты моллюсков и ракообразных, составляющих значительную часть зоопланктона – основы всех пищевых цепей в океане. По мнению авторов статьи, потепление климата, вызванное парниковыми выбросами промышленных предприятий и транспорта, остановит так называемое Трансполярное течение — одно из наиболее мощных течений Ледовитого океана. Это течение берет начало у арктических берегов Центральной Сибири, перемещает водные массы к берегам Гренландии и устремляется далее в Атлантический океан. Вместе с другим важным течением – кольцевым течением Бофорта – Трансполярное течение выносит из вод океана попадающие в него загрязняющие стоки. Для того, чтобы понять, как эти течения изменялись в последние несколько десятилетий и что их ждет в будущем, радиохимики под руководством Олы Йоханнессен, директора Экологического центра дальнего обнаружения имени Нансена в Норвегии, изучили записи о распределении в водах океана радиоактивных изотопов стронция-90 и цезия-137. Следовые количества этих радиоактивных изотопов до сих пор попадали в воды океана в результате испытаний ядерных бомб, со стоками предприятий, занятых в создании ядерного оружия, а также в результате чрезвычайных происшествий на атомных электростанциях. Количество этих изотопов, а следовательно, и фоновая радиоактивность, позволяют судить о том, насколько быстро эти изотопы выносятся из Северного Ледовитого океана и распределяются по мировым водам. В своей работе ученые использовали данные наблюдений за период с 1948 по 1999 год. Исследователи объединили разрозненные данные в единый массив и включили их в модель, описывающую циркуляцию течений океана в зависимости от климатических условий вплоть до 2080 года. Ученые показали, что в настоящее время большая часть вредных стоков (пестициды, промышленные стоки и стоки атомных объектов) выносятся в Атлантический океан, однако довольно скоро этот механизм очистки океанических вод перестанет действовать. Если современная тенденция выбросов парниковых газов промышленными объектами не изменится коренным образом, к 2070 году атмосферная концентрация углекислого газа удвоится. Потепление климата, вызванное этими процессами, приведет к полному таянию арктических льдов и значительному изменению направлений и силы ветров, дующих в Арктике. В результате Трансполярное течение перестанет действовать вовсе, а такие течения, как Гольфстрим, Гренландское течение и течение Бофорта, сильно ослабнут. В связи с этим большинство стоков в Северный Ледовитый океан будут задерживаться и концентрироваться в нем в течение длительного времени. Несмотря на то, что проблема глобального потепления многим кажеться несущественной, температура на планете продолжает расти, бьют тревогу специалисты. По мнению некоторых экспертов, многочисленные последствия глобальных климатических изменений стали необратимыми. Чтобы предотвратить критический рост температур, человечеству необходимо до 2030 года ежегодно тратить более чем 100 миллиардов долларов, сообщила консалтинговая компания, специализирующаяся на оценке экономических последствий глобального потепления. Об этом пишет датская газета Politiken. Сделайте закладку, чтобы перечитать позже ?ak_action=api_record_view&id=1168&type=feedКомментариев на данный момент: 0. Вы можете добавить комментарий.Связанные записи Эксперты Владивостока отправились изучать стада лососей в Тихом океане Эксперимент по удобрению океанов провалился Что такое Южный океан? Фитопланктон мирового океана проанализирован в NASA Ученым удалось определить дно Тихоокеанской тектонической плиты oceanology?d=7psxW5EE9d4 oceanology?d=yIl2AUoC8zA oceanology?d=qPPKJENmvh8