Другие новости от ivanov-petrov.livejournal.com
Реклама на проекте
Большие истории
Saturday, 28 February, 11:02,
ivanov-petrov.livejournal.com
Так вот, я буду пытаться говорить о больших историях. О длинных повествованиях с множеством героев, между которыми выстраиваются всякие отношения, очень непростые, которые словом-то одним и не передашь, надо обязательно долго рассказывать, кто чего кому сказал, сделал, передал, не сказал, принес, не отдал, подразумевал, стрелял, не отдавал, приказал, промолчал... Истории эти содержат историю - они не в пространстве, а во времени, иногда это история нескольких поколений, и там надо упомнить, что то, что дед вот того гаврика ляпнул той, помните, бабке, которая тогда была еще вовсе не бабка - это имеет первейшее значение для большой истории, для того парня, о котором сейчас речь и дальнейшей его судьбы, которая, опять же, в этой же истории будет своевременно изложена, если, конечно, не забыта нацело, так как уже, по большому счету, и не нужна.
Вот видите, два абзаца извел, а ни на шаг. Потому что нарратив, и как тут быть? Я ведь об основе социальности, о том, что соединяет общество вместе, что является оплотом культуры и общежития. Вот смотрите, если мы уповаем на законы и индивидуальную активность, у нас должна быть прозрачная тюрьма, олицетворенная смартфоном, купленным за свои же кровные, который следит и при малейших вызывает наряд дронов тебя крепенько расстрелять. Потому что изменчивость поведения бесконечна, народ ушл, законы счетны, и всякий норовит, конечно, пролезть, а сдерживать его можно лишь увеличивая на средства налогоплательщиков, то есть опять же он же за собственный расстрел и платит, а как же, это оптимально, эффективно и экономно, чтобы среднестатистический гражданин сам бы себе оплачивал расстрел.
Опять в сторону, что ж такое. Наши первейшие свойства, язык, сознание, разумная деятельность и умение считать носки до двух развились под влиянием больших историй. Неорганизованные охапки сигналов, почтительное ку!, вопросительно чё? и испуганнное пшел на! не могли способствовать развитию сложных семантических структур именно в связи с тем, что полностью удовлетворяли потребности в коммуникации и чувствах локтя, бедра и иных частей тела. Но люди стали рассказывать большие истории - потому что очень многое в отношениях людей, их положении в этом месте мира не объяснить коротко и наскоро, и приходится рассказывать долго и с продолжениями, для чего нужен большой словарь, сложный синтаксис. Вы женские истории слышали? Так она там ему говорит, что он, когда она, ей потом уже, и тут та этак как скажет и конечно он тут же оттуда ушел. Так вот, междометиями любой интенсивности большую историю не взять, маловато будет. Обязательно надо придумать времена сложновыподчиненные и слова указующие, всякие числа двоякие и троякие, я уже не говорю о залогах и неположенных к употреблению деепричастиях. И к тому же всякие эстетические критерии рассказываемых историй, с делением на части, указанием на поколения или иные периоды времени, разделением героев на горизонтальных и вертикальных... то есть главных и второстепенных для данной истории, отличении сюжета от того, что им не является и его старательно запутывает по ходу изложения - в общем, от всех этих литературных красот, которыми мы теперь злоупотребляем.
Эти большие истории только и могут увязывать общество во что-то целое. Если рассказывать длинно о том, что было давно во тьме веков, придется делать отступление про вечера, занятые сидением у костров, чего не хотелось бы. И потому коротко скажу, что до сих пор так. Каждый человек, каждое я - это то, что он сделал. Я - тот, кто сделал это, это сказал и это решил и выполнил. Таково Я - личная история воспоминаний, никому постороннему полностью не известная.
А мы - мы это те, кто знает такие-то большие истории. Они, конечно, разной длины. Есть семейные истории - ими определяются границы семьи. Кто помнит, как в такие-то годы мы собирались на даче, на реке, кто помнит тетю Пашу и дядю Володю, кто помнит те детские пугалки, которые рассказывали за сараем, ту мамину болезнь и что сказал отец - те из нашей семьи. Есть истории городов или там местности какой - тоже, кто их помнит, тот к той местности и тому городу имеет отношение. Такие штуки дорастают доверху, раньше были даже истории про человечество, говорят, ну это было давно, все уж забыли. Но еще помнятся истории народов и стран, и те народы и те страны этими запомненными и повторяемыми историями и определяются. Кто их помнит, переживает, рассказывает и слушает - те к тому народу и той стране относятся, а может, и являются ими.
Вот это вот и есть основа языка, понимания и социальности - большая история. Конечно, запросто ее не рассказать, у кого слова коротенькие, а памяти мало - собьется. Помните, как мальчишки во втором классе кино пересказывают? - бдыщ-бдыщ, а он ему ка-ак бенц, а тут он раз, и всё. На этом уровне большую историю не осилить, слышать ее можно, а рассказать - нет. И вот коли общий для всех язык и общая для всех культура состоят из пересказа того или иного видеоряда, поневоле звуча родными бдыщ-бдыщ, то это одна сторона. А ежели есть еще какие истории - то это совсем другая сторона.
Согласуясь с обычаями, хочу спросить. Вы знаете какие-нибудь большие истории? Они у вас есть? Истории вашей семьи, длинные, которые рассказывают с разветвелениями и спрямить которые в хронологическую линию невозможно, они всегда изогнутые, эти счастливоподковные семейные истории, какая там линия хронологии, сплошной мёбиус. Или истории народа, или большие истории - о революции или войне, о голоде или бегстве, о счастливом избавлении или переезде, о том, как все мы вместе или хотя бы о том, как мы тогда - и получилось. Я видел людей, у которых большая история - это что-то о детстве. Или о том старом районе, где семья жила когда-то. Или большая история студенческих лет. Или история о некой работе, одной из первых, на которой был удивительный человек и там-то и делали дело. Разные бывают личные большие истории. Я даже встречал большие истории "мы" - о голоде на Урале, о спешном бегстве на восток во время войны, о блокаде. В общем, они есть, эти большие истории, кажется, что совсем нет, но еще есть, как мне кажется.
Или таких историй нет? и тогда язык избыточен, вполне достаточно "мне вон ту фигню номер 14, вон ту, что левее" - "пять колов с вас".
Комментарии (0)