Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Апосематическая окраска норвежских леммингов?

Thursday, 19 February, 15:02, wolf-kitses.livejournal.com
Эти зверьки не просто ярко окрашены (что нечасто, но бывает у мелких грызунов), но в ответ на опасность вместо того, чтобы скрыться втихую, ведут себя неожиданно смело. При атаке с воздуха они громко вокализируют и даже делают выпады и укусы в сторону, скажем, длиннохвостого поморника. Это неожиданно для в общем-то беззащитного - перед песцом, зимняком, полярной совой или поморником – зверька (правда, от самого слабого врага – длиннохвостого поморника – часто удаётся отбиться, но он не основная опасность). Поэтому лемминги попадаются на глаза (и видны на поверхности земли) существенно чаще, чем прочие виды полёвковых.
В исследовании Malte Anderson (2015) пробуют показать, что эта раскраска с криками - предостерегающая, сигнал-предупреждение хищнику. Что необычно (или даже уникально) среди мелких грызунов и среди ближайших родственников - полевковых Microtinae.


Удалось показать, что норвежские лемминги действительно бросаются в глаза потенциальному хищнику, тогда как у родичей окраска маскировочная. В т.ч. 18 наблюдателей существенно легче обнаруживали леммингов в природном ландшафте, чем использованных для контроля красно-серых полёвок Myodes rufocanus.

В другом опыте было показано, что при непосредственном приближении опасных объектов норвежские лемминги значимо чаще издают тревожные крики, чем близкие виды. Те в данной ситуации преимущественно спасают жизнь, затаиваясь или стараясь улизнуть молча. Лемминги же рискуют жизнью, вокализируя – особенно если крик сопровождается атакой на хищника. Когда опасность замечена на дальней дистанции, и наши лемминги, и контрольный вид равно старались «вести себя тихо».
Так, когда потенциальная опасность – человек – оказывался в непосредственной близости, норвежские лемминги верещали в 36 из 110 случаев. Контрольный вид, сибирский лемминг Lemmus sibiricus – делал это лишь однажды из 39 подходов. При подходе на 5 м тревожную вокализацию выдавали большинство взрослых и молодых леммингов, на 10 м же они вели себя тихо и старались незаметно шмыгнуть в убежище. Иными словами, норвежские лемминги подчёркивают свою заметность лишь когда уже деться некуда, однако близкие виды такого не делают, т.е. уникальность сохраняется. «Контрольные» виды по понятным причинам до конца рассчитывают на покровительственную окраску.

Какой может быть «апосематизм» у беззащитного зверька? Андерсон думает, что окраска по типу чёрно-жёлто-белых полос – классическая апосематическая «вроде ос» и птицы выучились (а то и врождённо предрасположены) её избегать. Я полагаю иначе. «Апосематизм» здесь тот, что описан для сигналов-стимулов, работающих в сфере предупреждения об опасности у разных дневных и открытоживущих видов грызунов или птиц. Это сигнал в первую очередь хищнику, что он потенциальной жертвой замечен, опознан, в связи с чем жертва испытывает стресс и мобилизовалась в степени, необходимой для спасения жизни именно от данной опасности.
Показано, что это реально дезориентирует хищника, останавливает, побуждает отказываться от атаки, почему соответствующие крики леммингов появляются на короткой дистанции, а на длинной они пытаются «уйти тихо». И понятно, что в первую очередь эти крики «против воздушных хищников», способных быстро настичь и оказаться вблизи.
Собственно, акустические характеристики крика есть «визуализация стресса в связи с опасностью», которую испытывает животное, ретрансляция внутреннего состояния вовне. Лишь во вторую очередь это сигнал для прочих членов сообщества, о степени угрозы жизни, как её «оценивает»  данная особь; что, однако,  тоже существенно, позволяет другим реагировать не видя хищника, а лишь «доверяя» сигналу. Напротив, более эволюционно продвинутый тип сигналов – сигналы-символы – на самих хищников не влияют никак, а лишь «именуют» их для сородичей, передают информацию о категориях опасных объектов. И они её «автоматически» используют и отреагируют, спасая жизнь, и даже не проверяют собственным наблюдением.
Иными словами, соответствующее поведение леммингов – это вроде последней соломинки утопающего. Понятно, что это адаптация к их периодическим вспышкам массового размножения, отсутствующим или хуже выраженным у прочих видов. При увеличении  плотности зверьки сильно теряют бдительность, а это спасёт хоть кого-нибудь.
Надо сказать, что сейчас вспышки массового размножения леммингов (и лесных видов полёвок) прекратились из-за «неправильного снега», созданного антропогенными изменениями климата. И это может быть естественным экспериментом, позволяющим понять, их «смело-самоубийственное поведение», крики и выпады - это действительно апосематизм или пассивное следствие неспецифической социальной стимуляции при высокой плотности, нечто вроде трансформации из одиночной в стайную фазу у пустынной саранчи? Если всё обсуждаемое устойчиво сохраняется при низкой плотности и/или в разреженных поселениях вида, значит да, это апосематизм, если начнёт ослабевать или вообще исчезнет – функциональная реакция на переуплотнение.
Яркая, хорошо заметная окраска, понятное дело, приспособлена к вспышкам размножения, которые были в прошлом, и скорей всего служит предостережением, но сородичам «не подходи! Убьёт», т.к. лемминги (и сибирские бурундуки) – одни из немногих асоциальных видов млекопитающих. Вот как-то так этот милый зверёк реагирует что на сородичей, что на хищников
lm
P.S. Грызун с настоящей апосематической окраской (тоже, к слову, желто-чёрно-белой, что побудило Андерсона к его гипотезе) - это обыкновенный хомяк Cricetus cricetus. Но он достаточно крупный, хищный (значительную. часть рациона составляют полёвки) и вполне может за себя постоять. Я когда служил в армии, заведовал ротным живым уголком, и держал там нескольких - до сих пор на руках шрамы от прокусов.
.

 
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)