О подготовке книги «Челябинский суперболид»

Monday, 16 February, 21:02, don-beaver.livejournal.com
Сразу после взрыва Челябинского суперболида 15 февраля 2013 года, учёные и студенты Челябинского государственного университета приступили к систематическим исследованиям этого редчайшего явления. Было организовано несколько экспедиций ЧелГУ для изучения последствий взрыва и сбора метеоритов и космической пыли. Невзирая на глубокий снег и мороз, сотрудники и студенты ЧелГУ совершили научный подвиг и успели собрать бесценные образцы космического материала, прежде чем растаял снег и небесная пыль смешалась с земной. В 2005 году над Антарктидой взорвался десятиметровый болид, оставив большое облако пыли, засечённое лидарной станцией. Но попытки международных экспедиций собрать в антарктических льдах свежевыпавшую болидную пыль не привели к успеху. Так что челябинским учёным удалось то, что раньше никому не удавалось.

В течение первого года специалисты ЧелГУ провели многосторонние исследования болида – с использованием современной микроскопической техники, космических данных и компьютерных моделей – и результаты этих работ были опубликованы в специальном выпуске «Вестника ЧелГУ» (Физика), приуроченном к первой годовщине болида.

Ко второй годовщине Челябинского болида, учёные ЧелГУ подготовили уникальную книгу о суперболиде 2013 года. В отличие от научных статей, предназначенных для узких специалистов, эта книга адресована самому широкому кругу читателей. В неё вошли 15 глав, написанных 11 авторами, среди которых 5 докторов и 5 кандидатов наук. Все авторы книги - видные специалисты, принимавшие непосредственное участие в исследованиях Челябинского суперболида: в полевых экспедициях, в микроскопических и химических анализах собранных образцов космического материала, в теоретическом моделировании этого редчайшего явления. Большинство авторов – сотрудники Челябинского государственного университета, но к созданию книги были привлечены и учёные из НАСА, Челябинского государственного педагогического университета и Московского института стали и сплавов. Книга выходит под редакцией профессоров Н.Н.Горькавого и А.Е.Дудорова.
(Авторы книги «Челябинский суперболид» по алфавиту: Н.Н.Горькавый, А.Е.Дудоров, С.Н.Замоздра, С.Г.Захаров, О.В.Еретнова, А.В.Кочеров, А.Е.Майер, С.В.Таскаев, Т.А.Тайдакова, С.А.Хайбрахманов, В.В.Ховайло)

Книга «Челябинский суперболид» рисует цельную картину явления 2013 года – от его астрономических до культурологических аспектов, от физических нелинейных процессов при взрыве до детального изучения собранных метеоритов. Книга, с одной стороны, основана на достоверных научных фактах и будет использоваться как учебное пособие для студентов ЧелГУ; с другой стороны – она написана живым и ясным языком и может рассматриваться как научно-популярная книга, доступная для всех южноуральцев. В книге не только приведены научные результаты, но и рассказывается – как и при каких обстоятельствах они были получены. Читатели получат уникальную возможность заглянуть на редко открываемую для публики «научную кухню», ознакомиться с личными впечатлениями участников экспедиций и с увлекательным процессом научного поиска.

Хотя книга должна была базироваться на уже опубликованных результатах, без сюрпризов не обошлось: при подготовке книги были проведены дополнительные микроскопические исследования космической пыли, собранной весной 2013 года в снегу возле Челябинска, и было сделано важное открытие: обнаружены базальтовые нити, возникшие при плавлении метеороида и прохождении его через атмосферу. Аналогичные каменные нити образуются при выбросах вулканической магмы – они называются «волосы Пеле», в честь гавайской богини вулканов. Открытие, что базальтовые нити образуются при пролёте метеоритов сквозь атмосферу, изменит парадигму изучения космической пыли, а также по-новому осветит спор о биологической природе нитевидных образований, обнаруженных в некоторых метеоритах.

В книге широко используются фотографии и видеозаписи, полученные очевидцами события, а также данные с космических спутников. В книге - 80 страниц цветных иллюстраций, большинство из которых основано на ранее не публиковавшихся или малоизвестных фотографиях. Книга «Челябинский суперболид» - не просто научный труд, это документальный памятник суперболиду, который заинтересует всех очевидцев этого события, и окажется полезным для тех, кто считает, что возле Челябинска 15 февраля 2013 взорвалась таинственная ракета.

Книга написана на мировом научном уровне и демонстрирует высокий класс исследований, проводимых в Челябинском государственном университете с помощью передовых теоретических моделей и современного экспериментального оборудования. Книга будет выпущена в издательстве ЧелГУ и, по предварительной договоренности, будет распространяться с участием Челябинского краеведческого музея, который хранит самый большой, весом более полутоны, фрагмент Челябинского суперболида. О сроке выхода книги из печати и начале её распространения будет объявлено дополнительно. Очевидцы, чьи фото- и видеометериалы использованы в книге, получат книгу бесплатно.
Анонс о подготовке книги размещен на сайте ЧелГУ:

вок - 2015-08-16 15:13:48

Когда будет книга?