Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Лучшие друзья нейробиолога - это прудовики!

Суббота, 31 Январь, 11:01, superhimik.livejournal.com

   Несколько недель тому назад я писал о том, что для изучения ноотропных препаратов можно использовать тараканов в опыте «открытое поле». При стрессе, вызванном открытым пространством – а фактически при приступе агарофобии (и последующей фотофобии) – тараканы повышают локомоторную активность, которую снижает пирацетам, проявляя адаптогенный эффект.
   Недостатком опыта «открытое поле» является то, что в нём не может быть изучено влияние веществ на память и обучаемость; это заставило меня искать другие методики для исследования высшей нервной деятельности на беспозвоночных животных. И мой поиск увенчался успехом! Оказывается, ноотропные эффекты можно попробовать (я пишу "можно", так как до сего момента так никто не делал) изучить на моллюсках, которых легко найти в озёрах и болотах, - прудовиках. Это открывает широкие перспективы, потому что содержать этих моллюсков очень просто, в отличие от грызунов и даже от тараканов, а достаться они могут практически бесплатно.

Большой прудовик. Источник: кликнуть с изменениями.

   Надежда, что этот блог читают физиологи, работающие с животными, меня не покидает до сих пор. Если кто-то готов к сотрудничеству по сравнительному изучению ноотропных препаратов на прудовиках, мы с удовольствием замутим с вами коллаборацию – только дайте знать. А методика, которую я опишу под катом, проста до безобразия!
   
   В богатых кислородом водоёмах прудовик большую часть времени дышит поверхностью тела. Однако изредка он подымается на поверхность, чтобы подышать лёгким через дыхательное отверстие – пневмостом. Если концентрация кислорода в водоёме падает ниже некоторого уровня, прудовик начинает дышать через пневмостом гораздо чаще.
   Учёные из Университета Калгари решили научить прудовиков не дышать лёгким и проверить, насколько долго моллюск может помнить привитый навык.
   Для этого они помещали прудовиков в воду, из которой кислород был вытеснен продуванием азотом. При каждом всплытии прудовика ударяли по пневмостому деревянной палочкой, после чего моллюск падал на дно. Обучение в деаэрированной воде проводили дважды в день с некоторым временным интервалом. В свободное от эксперимента время моллюски жили в аквариуме, вода которого содержала нормальное количество кислорода. Оказалось, что после 5 обучающих сессий при переносе в деаэрированную воду прудовик всплывает к поверхности подышать через пневмостом гораздо реже, а первое всплытие происходит гораздо позже. Кроме того, прудовики сохраняют память об ударах по пневмостому в течение как минимум 24 часов.

На рисунке А - зависимость числа всплытий подышать пневмостомом (равное числу ударов в пневмостом) от порядкового номера обучающей сессии. На рисунке Б - зависимость латентного периода всплытия подышать пневмостомом (т.е. время до первого всплытия) от порядкового номера обучающей сессии. Тёмные кружки - опыт, светлые - контроль. Источник: K.Lukowiak et al.//The Journal of Experimental Biology. 1996, vol. 199, p. 683–691 с изменениями.

   Таким образом, добавляя в воду, в которой живут прудовики, различные ноотропные препараты, можно попытаться отследить, в какой степени они влияют на обучение и как долго позволяют сохранить о нём память. Единственное оборудование, которое для этого надо – это стакан, баллон с азотом, секундомер и карандаш!
   Кто на новенького?

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)