Рыбы уменьшились в размере и массе за последние 30 лет

Wednesday, 22 July, 00:07, oceanology.ru
fish-are-getting-smaller.jpgОкеанологам удалось зафиксировать явное следствие глобального потепления. Правда, результат оказался противоположным ожидаемому. С повышением температуры морские жители не выросли, как ожидали ученые, а уменьшились. Как живые организмы реагируют на глобальное потепление климата, ученые выясняют уже несколько десятилетий. Большинство специалистов считает, что, во-первых, потепление приводит к смещению границ распространения видов. Как правило, границы ареалов смещаются севернее на равнине и поднимаются выше в горах. Во-вторых, с повышением среднегодовой температуры изменяются сезонные ритмы жизни растений и животных. Совсем недавно британские ученые установили удивительный факт – глобальное потепление влияет на размеры шотландских овец. За четверть века размеры их тела сократились на 5%, считают авторы работы. Океанологи из Института морских исследований фонда им. Лейбница (Leibniz-Institut für Meereswissenschaften, IFM-GEOMAR) (Киль, Германия) и Лаборатории изучения озерных экосистем объединения гидробиологов в Экс-ан-Провансе (HYAX-Lake Ecosystem Laboratory, Франция) обнаружили, что у множества видов водных обитателей на европейском континенте за последние 25 лет размеры тела сократились. Руководитель группы доктор Мартин Деуфресне (Martin Daufresne) рассказал корреспонденту Infox.ru о подробностях своей работы. «Поразительно мало исследований в этом аспекте посвящено холоднокровным водным животным. А ведь они представляют 99,9% всего разнообразия животных на нашей планете. Наконец-то мы смогли понять, что же с ними происходит», – говорит доктор Деуфресне. Рыба мельчает Начиная с 1985 года ученые изучали популяции кемжи (Salmo trutta) в реках Сена и Рона во Франции. В Балтийском и Северном море внимание доктора Деуфресне привлекли морские виды рыб – сельдь и европейский шпрот (Sprattus sprattus), сообщества бактерий, фитопланктон и крошечные рачки (Pseudocalanus). «Если рассматривать один вид и говорить о популяционном уровне — то в среднем количество более мелких особей увеличилось за последние 25 лет на 40%», – рассказывает доктор Деуфресне. Если же посмотреть на сообщества, состоящие из разных видов рыб, то окажется, что за то же самое время их размеры сократились на 60%. «Больше всего нас поразило то, что молодые особи рыб никак не реагируют на увеличение температуры. Сокращаются размеры только взрослых сельдей, шпрот и кемжи», – говорит доктор Деуфресне. Это означает, что в определенном возрасте у рыб просто останавливается рост. Планктон и глобальное потепление Для сообществ бактерий и фито— и зоопланктона ученые смоделировали в лабораторных условиях ситуацию, при которой температура воздуха повышалась на два, четыре и шесть градусов. Каждый раз исследователи измеряли размеры клеток и всего организма. «Нам важно было посмотреть, как планктон и сообщества бактерий поведут себя при разных сценариях изменения климата», – рассказывает доктор Деуфресне. Как показал эксперимент, размеры клеток бактерий при увеличении температуры на 6 градусов уменьшились в два раза. А клетки фитопланктона оказались еще более чувствительными к температуре – их размеры сократились почти в 29 раз. Уменьшалась и длина тела самок крошечного рачка Pseudocalanus, правда, совсем незначительно — всего на 0,1 мм при повышении температуры на 6 градусов. Вопросы на будущее По словам ученых, пока вопросов больше, чем ответов. Непонятно, почему увеличение температуры не стимулирует процессы роста, а наоборот, приостанавливает их. И какие физиологические механизмы лежат в основе этого процесса. Как говорит доктор Деуфресне, еще один нерешенный вопрос – что представляют собой эти изменения: генетически закрепленные модификации, то есть, по сути, эволюционные изменения или адаптации, которые в любой момент могут исчезнуть. Пока очевидно только одно – обнаруженная реакция изменяет работу пищевых цепей. Ведь теперь хищникам, чтобы удовлетворить свою потребность в пище, приходится поедать больше рыбы. Об исследованиях доктора Деуфресне можно прочитать в журнале Proceedings of Natural Academy of Science. Сделайте закладку, чтобы перечитать позже ?ak_action=api_record_view&id=1113&type=feedКомментариев на данный момент: 0. Вы можете добавить комментарий.Связанные записи Эксперты Владивостока отправились изучать стада лососей в Тихом океане (0) Эксперимент по остановке потепления с помощью растворения в океане железа провалился (0) Экспедиция ЮНЦ РАН проведет комплексные исследования в Азовском и Черном морях (0) Цихлиды оказались феминистками и совратительницами (0) Ученые Японии и России изучат популяции тайменя на Сахалине и в Японии (0) oceanology?d=7psxW5EE9d4 oceanology?d=yIl2AUoC8zA oceanology?d=qPPKJENmvh8