Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Первые заморозки

Thursday, 18 December, 02:12, ksonin.livejournal.com
Проект Медуза сделал интересную вещь - перевёл на русский язык новые элементы регулирования банков, введённые сегодня ЦБ.  Они, конечно, и так были написаны на русском языке, но, действительно, для неспециалистов это сложно. Впрочем, можем пересказать и короче - ЦБ опасается, что после проигранной "битвы за доллар" наступит "битва за рубль" - встанет вопрос о надёжности банковской системы. По межбанковскому рынку видно, как велико напряжение. (Нежелание предоставлять даже краткосрочные кредиты друг другу объясняется одним - неуверенностью, что твой контрагент проживёт завтрашний день.) Чтобы банкам было легче, им значительно ослабили правила учёта - ничего страшного, если какие-то (многие) некризисные нормативы окажутся нарушены. Эти меры адекватны, потому что "банковскую панику" всегда нужно останавливать до её начала, но, конечно, временны - и без решения основных экономических проблем (возвращения роста, снятия санкций) сделают банковскую систему неустойчивой.

Надо сказать, что, несмотря на довольно радикальные - не столько формально, сколько "полуформально" - меры (продажа долларов минфина, "присмотр" за продажей выручки экспортёрами и, конечно, резкое повышение ключеовой ставки), некоторое снижение курса доллара, ещё возможно много чего - курс доллара может ещё расти и расти. Пол Кругман, во второй раз за несколько дней написавший про российский кризис - он его как раз и заинтересовал, потому что выглядит классическим кризисом развивающихся стран, при котором падение экспортных цен обнажает "currency mismatch" - несоответствие того, в какой валюте у банков и фирм находятся активы и в какой - пассивы. Кругман приводит индонезийский график, в котором пришлось ставку задирать и до 70%, но это всё равно не помогало остановить падение рупии. У нас в 1998-ом, если я правильно помню, дисконтная ставка была и 150% - и то не удалось остановить падение рубля (до поры до времени рубль удерживался в "коридоре", но не удержался). Это всё к тому, что от слов и, особенно, дел руководства в ближайшие дни зависит многое - неосторожные меры и даже глупое молчание может серьёзно осложнить ситуацию.

Вот, похоже, с чем наступает определённость - это с тем, что инфляция в следующем году будет высокой, не меньше 15-20%. (Олег Ицхоки, например, прикидывает, что она может быть около "половины девальвации" - то есть те же 20+%.) Чтобы быть до конца честным - ещё в понедельник в эфире "Эха" я спорил с Нечаевым и Роговым, считая, что сокращение выпуска и денежной массы снизит инфляцию, начиная с середины 2015 года. (В перерыве мы обсуждали, гипотетически, вопрос - бывает ли так, чтобы власть сменилась, не успев отступить от жёсткой денежной политики и перейти к эмиссии.) Но после того как ЦБ "ок" повышение ставок по депозитам до 20% и выше ясно, что инфляция в 2015 году сильно ниже быть не может - это был бы просто другой способ их убить. Иными словами, если ЦБ ещё не перешёл к эмиссии (см. ликбез Сергея Журавлева), то, в некотором смысле, пообещал её. Впрочем, сейчас, как было сказано выше, не до таргетирования инфляции.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)