Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Скорбный труд не пропадёт

Monday, 08 December, 02:12, ksonin.livejournal.com
ВЕДОМОСТИ

Герой России

В последнее время стало слишком легко считать себя героем. Кто-то делает селфи с черно-желтой ленточкой и уже считает, что совершил подвиг; кто-то выдает настоящие награды за взятие мирных населенных пунктов. Да и откуда браться героям в мирное время, если, конечно, речь не идет о милиционерах или пограничниках? Тем не менее настоящие герои мирного времени есть, и их подвиг не менее важен для страны, чем подвиги тех, кто защищал ее на фронте.

В ноябре умер Валерий Сендеров — настоящий герой России. В 1980 г. он вместе с Борисом Каневским составил книгу «Интеллектуальный геноцид» о дискриминации евреев при поступлении в лучшие вузы нашей страны, а через некоторое время был арестован и осужден на семь лет лагерей по политическому обвинению. Конечно, «Интеллектуальный геноцид» был «антисоветской пропагандой» — наглядной и убедительной. В книге не было громких слов и философских рассуждений, в ней просто были собраны задачи вступительных экзаменов на мехмат и физфак МГУ, ведущие тогда факультеты математики и физики в стране, с краткими пояснениями: какая задача является сложной и для аспиранта, а какая в тот момент, когда экзаменатору надо было завалить мальчика или девочку с еврейскими корнями, была еще вообще не решена. Эти задачи были специально подобраны для того, чтобы не дать сильному, но «нежелательному» абитуриенту ни одного шанса на поступление.

Откуда взялась эта дискриминация — вопрос для историков советского времени. Началось все с испортившихся отношений с Израилем и борьбы с попытками эмиграции: уехать из СССР пыталась в основном интеллектуальная и творческая элита. Потом на том же мехмате борьба с талантливыми ребятами оказалась крайне выгодной второ- и третьесортным ученым — если бы туда поступали самые одаренные дети (или если бы туда взяли на работу филдсовских лауреатов Григория Маргулиса и Владимира Дринфельда), кому были бы нужны комсомольско-профсоюзные деятели? Конечно, участие в этой дискриминации было и омерзительной, и преступной (даже по советским законам) деятельностью и, значит, было бы невозможно без «указаний сверху». И, конечно, без этих указаний никто бы не получил семь лет за публикацию задач вступительных экзаменов…

Когда разговариваешь об этих историях с нынешними студентами, не только МГУ, где эта практика прекратилась в самом конце 1980-х, но и других вузов, мало кто верит. Прочитав книгу, поговорив с теми, кто сам стал жертвой дискриминации в СССР, а потом — и это не редкость — выдающимся ученым (правда, мы лучше знаем тех, кто стал профессором в Чикаго и Беркли, а не тех ребят, кого этот опыт сломал), студенты 2010-х гг. верят, но их первая мысль: нет, этого не могло быть здесь, у нас в Москве, всего 30 лет назад. Геноцид, пусть и интеллектуальный, — удел куда менее развитых стран и куда более диких, далеких времен. В том, что нынешнее поколение считает национальную дискриминацию дикостью, у нас невозможной, — заслуга в том числе и Валерия Сендерова.

Читать этот же текст на сайте "Ведомостей"

Дополнительные материалы:

Рассказ очевидца, будущего известного математика Эдуарда Френкеля

"Интеллектуальный геноцид" в формате DVJU

Книга Сендерова и Каневского по-английски, в сборнике "You Failed Your Math Test, Comrade Einstein"

Рекомендации Сендерова для студентов 1980-х, выложенные Александром Шенем, документ эпохи
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)