Важнейшие результаты САО РАН за 2014 год

Sunday, 30 November, 14:11, moisav.livejournal.com
С сайта обсерватории:
Краткие формулировки важнейших результатов научных исследований сотрудников САО за последний год, представляемых обсерваторией в ОФН. Следует пояснить, что речь идет о тех работах института, в которых были сотрудники, желающие представить это как "достижение" и которые были поддержаны голосованием на ученом совете.

Галактика

Торможение остывания белых карликов с сильными магнитными полями
Дано объяснение феномену - экстремально сильные магнитные поля наиболее часто встречаются у холодных (старых) белых карликов чем у молодых. В результате наблюдений WD1953-011 впервые получены детальные карты распределения магнитного поля и яркости/температуры по поверхности белого карлика. Сделано заключение, что сильные магнитные поля практически полностью останавливают конвективный вынос энергии из недр этих звезд к их поверхностям, существенно тормозя их эволюционное остывание. Это торможение и создает наблюдаемый избыток сильномагнитных холодных (старых) белых карликов по сравнению с молодыми звездами этого класса.
(Для контактов - Валявин Г.Г.).
Опубликовано:
G.Valyavin, D.Shulyak, G.A.Wade, K.Antornyuk and 16 co-authors, 2014, Nature, doi:10.1038/nature13836

Обнаружение и исследование переменности спектра высокоширотного ИК-источника IRAS01005+7910
В 2000-2013 гг. на БТА выполнен мониторинг (спектральное разрешение R=60000) оптического компонента ИК-источника IRAS01005+7910, переменность спектра которого впервые обнаружена по спектрам БТА. Определены фундаментальные параметры (светимость log L/Lsun=3.6 и эффективная температура Teff=21500K) центральной звезды и детальный химический состав ее атмосферы. Присутствие в спектре запрещенных эмиссий [NII] и [SII] указывает на начало ионизации околозвездной оболочки и близость стадии планетарной туманности. По положению стабильных запрещенных эмиссий впервые определена системная скорость источника Vsys=-50.5км/с. Сложная картина переменности поля скоростей обусловлена сочетанием атмосферных пульсаций, вариациями геометрии и кинематики ветра, а также вероятной двойственности звезды.
(Для контактов - Клочкова В.Г.).
Опубликовано:
1. V.G.Klochkova, M.V.Yushkin, A.S.Miroshnichenko, V.E.Panchuk, K.Bjorkman. Discovery of spectral variation in the optical counterpart of IRAS01005+7910. Astron.&Astrophys., 392, 143, 2002.
2. V.G.Klochkova, E.L.Chentsov, V.E.Panchuk, E.G.Sendzikas, M.V.Yushkin. Spectral variability of the IR-source IRAS01005+7910 optical component. Astrophys.Bull., 69, 439, 2014.

Свидетельства сверхкритической аккреции в SS433
В исследованиях быстрой стохастической переменности SS433 в рентгеновском (RXTE) и оптическом (БТА) диапазонах найдены новые свидетельства сверхкритического режима аккреции на черную дыру в этой двойной системе. В спектре мощности SS433 обнаружен плоский участок (белый шум), связанный с резким увеличением толщины диска в сверхкритической области. Доказано, что на более далеких расстояниях от черной дыры, чем радиус сферизации диска, диск стандартный, на меньших расстояниях, чем радиус сферизации, диск сверхкритический. В SS433 существует канал в ветре сверхкритического диска. Как жесткое рентгеновское, так и оптическое излучение мы видим отраженными от стенок этого канала. Мягкое рентгеновское излучение формируется в струях SS433, оно запаздывает на 50 секунд, так как струи движутся со скоростью в четыре раза меньше, чем свет.
(Для контактов - Фабрика С.Н.).
Опубликовано:
Atapin K., Fabrika S., Medvedev A., Vinokurov A., X-ray variability of SS433: effects of the supercritical accretion disc, accepted to MNRAS, arXiv:1410.8495

Открытие и исследование нового поляра USNO-A2.0 0825-18396733
По результатам наблюдений на телескопах САО РАН БТА и Цейсс-1000, выполнены исследования слабой переменной звезды USNO-A2.0 0825-18396733 (период орбитального движения компонент системы вокруг общего центра масс, P=0.d08481(2), определенные массы компонент системы находятся в интервале 0.71-0.78M (белый карлик) и 0.18-0.20M (красный карлик)). Обнаружена сильнейшая поляризация излучения системы (круговая поляризация достигает 30%), сделан вывод об открытии нового поляра, т.е. USNO-A2.0 0825-18396733 является взаимодействующей тесной двойной системой содержащей сильнозамагниченный белый карлик, напряженность магнитного поля которого превышает земное в десятки миллионов раз.
(Для контактов - Борисов Н.В.).
Опубликовано:
1. Габдеев М.М., Борисов Н.В., Шиманский В.В., Спиридонова О.И., Спектральные и фотометрические исследования поляра USNO-A2.0 0825-18396733, Астрономический журнал, 2014, принята к печати.
2. Афанасьев В.Л., Борисов Н.В., Габдеев М.М., Фотометрические и поляриметрические наблюдения нового поляра USNO-A2.0 0825-18396733, Астрофизический бюллетень, 2014, подготовлена к печати.

Архив достижений по тематике "Галактика"

Метагалактика

Обнаружение двух изолированных летаргических карликовых галактик в окрестности Местной Группы
Определены расстояния для двух карликовых галактик KK258 (MB=-10.3) и KKs3 (MB=-10.8) 2.23 и 2.12Мпк с точностью лучше 4%, уточнена морфологическая классификация и восстановлена история их звездообразования в результате анализа наблюдений на космическом телескопе им.Хаббла. Бедная газом галактика KK258 является типичной галактикой переходного типа с очень низким темпом современного звездообразования, удалена на 0.8Мпк от ближайшего соседа. Карликовая сфероидальная галактика KKs3 удалена на расстояние более 1Мпк от любой известной галактики. К настоящему моменту известно всего две столь же изолированные карликовые сфероидальные галактики.
(Для контактов - Караченцев И.Д.).
Опубликовано:
1. Karachentsev I.D., Makarova L.N., Tully R.B., Wu Po-Feng and Kniazev A.Y., KK258, a new transition dwarf galaxy neighbouring the Local Group, 2014, MNRAS, 443, 1281
2. Karachentsev I.D., Makarova L.N., Makarov D.I., Tully R.B., Rizzi L., A new isolated dSph galaxy near the Local Group, accepted to MNRAS, arXiv: 1411.1674

Каталог внегалактических расстояний
Создан компилятивный каталог оценок внегалактических расстояний до галактик, полученных независимо от красного смещения. В настоящий момент каталог содержит 6640 измерений для 2335 галактик, собранных по 430 публикациям. Проведена взаимная корреляция различных методов определения расстояний, что позволило привести все измерения к единой шкале расстояний. Каталог полностью интегрирован во внегалактическую базу данных HyperLEDA.
(Для контактов - Макаров Д.И.).
Опубликовано:
Makarov Dmitry; Prugniel Philippe; Terekhova Nataliya; Courtois Helene; Vauglin Isabelle, HyperLEDA. III. The catalogue of extragalactic distances 2014, A&A, 570, A13

Архив достижений по тематике "Метагалактика"

Аппаратурно-методические разработки

Создание многоканальной системы широкоугольного оптического мониторинга высокого временного разрешения Мини-МегаТОРТОРА (ММТ)
Создана и введена в эксплуатацию система, обеспечивающая обнаружение и исследование быстропротекающих явлений неизвестной заранее локализации в ближнем и дальнем космическом пространстве. Система ММТ представляет собой роботический многоканальный (9 объективов) оптический телескоп с полем зрения около 900 квадратных градусов и временным разрешением 0.1 секунды, снабженный системой накопления, анализа и хранения данных наблюдений. Система ММТ не имеет аналогов в мире по сочетанию своих характеристик.
(Для контактов - Бескин Г.М.).
Опубликовано:
1. Karpov S.; Beskin G.; Bondar S.; Perkov A.; Ivanov E.; Guarnieri A.; Bartolini C.; Greco G.; Shearer A.; Sasyuk V., Status and perspectives of Mini-MegaTORTORA wide-field monitoring system with high temporal resolution, EAS Publ.Ser., 2013,61,465
2. Г.М.Бескин, С.В.Карпов, В.Л.Плохотниченко, С.Ф.Бондарь, А.В.Перков, Е.А.Иванов, Е.В.Каткова, В.В.Сасюк, Э.Шерер, Системы широкоугольного оптического мониторинга субсекундного временного разрешения для обнаружения и исследования космических угроз, УФН, 2013, 183,8,4
3. G.Beskin, S.Karpov, S.Bondar, A.Perkov, E.Ivanov, E.Katkova, V.Sasyuk, Mini-MegaTORTORA status update Revista Mex, 2014, in press

BLcat - Многочастотный каталог измерений объектов типа BL Lacertae на РАТАН-600
Создан многочастотный каталог измерений объектов типа BL Lac, основанный на многочастотных (1.1, 2.3, 4.8, 7.7, 11.2 и 21.7 ГГц) наблюдательных данных РАТАН-600. Отличительной особенностью представленных наблюдательных данных является использование одного инструмента для получения мгновенных многочастотных измерений. Список объектов и наблюдательный материал по ним дополняется и обновляется архивными и новыми наблюдательными данными. Каталог размещен на домашней странице обсерватории: www.sao.ru/blcat.
(Для контактов - Мингалиев М.Г.).
Опубликовано:
M.G.Mingaliev, Yu.V.Sotnikova, R.Yu.Udovitskiy, T.V.Mufakharov, E.Nieppola, and A.K.Erkenov, RATAN-600 multi-frequency data for the BL Lac objects, A&A, 2014, accepted August 16, arXiv:1410.2835

Архив достижений по тематике "Аппаратурно-методические разработки"