Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Ссылки по биологии-4

Monday, 01 December, 02:12, wolf-kitses.livejournal.com

1. Gadi Katzir (1983) исследовал освоение нового пространства и неофобию в группе галок с естественно сложившейся иерархией. Ранги особей оценивали по наблюдениям из специального укрытия, так что птицы исследователей не видели. После складывания иерархии птицы получали доступ в неосвоенное пространство через специальное окно; поскольку они его не видели ранее, оно воспринималось как новое и вызывало неофобию. Также как в опытах Н.Н.Мешковой и Е.Ю.Федорович (1996) с синантропными грызунами в «жилой комнате», лидерами освоения нового пространства были средне- и низкоранговые особи. Высокоранговые галки никогда не выступали инициаторами подлётов к окну и освоения новой области, и характеризовались наиболее консервативным поведением

2. «Учёные тоже люди, а людям свойственны качества, которые психологи называют «предвзятостью подтверждения» (confirmation biases; Мы обожаем доказательства, подтверждающие наши собственные взгляды) и «предвзятостью несоответствия» (disconfirmation biases; мы отбрасываем доказательства, которые могут поколебать наше мнение) . Тот факт, что учёные систематически противятся новым открытиям, ещё в 1961 г. был описан на страницах журнала Science, редакция которого добавила к названию статьи озорной подзаголовок: «Происхождение этого сопротивления ещё предстоит изучить по религиозным и идеологическим источникам[1]».

В качестве аналогии можно назвать пример с искажением вкуса. Человек так хорошо помнит пищу, которой однажды отравился, что начинает давиться при одной мысли о ней. Подобная реакция очень полезна для выживания, но нарушает догмы бихевиоризма. Бихевиоризм, основанные Б.Скиннером, утверждает, что всякое проведение формируется под воздействием системы поощрений и наказаний, которые работают тем лучше, чем меньше интервал между действием и его последствиями. Так что, когда американский психолог Джон Гарсия сообщил, что крысы отказываются есть отравленную пищу уже после одного-единственного случая отравления, хотя тошнота наступает лишь через несколько часов, ему никто не поверил. Ведущие учёные позаботились о том, чтобы его статья не попала ни в один из основных научных журналов. Автор получал отказ за отказом, и самым позорным из них стало письмо, в котором говорилось, что описываемые им события не более вероятны, чем обнаружение птичьего помёта в часах с кукушкой. Сегодня «эффект Гарсия» признан всеми, но первая реакция на него хорошо показывает, как сильно учёные ненавидят неожиданности.
У меня в жизни тоже был аналогичный случай. Произошло это в середине 1970-х, и речь шла о том, что шимпанзе после драки, мирясь, целуют и обнимают своих противников. На сегодняшний день стратегии примирения наблюдаются у многих приматов, но тогда одной из моих студенток потребовалось защищать результаты этого исследования перед комиссией психологов, и чего она только не наслушалась. Мы наивно полагали, что эти психологи, прежде работавшие только с крысами, не могут основательно рассуждать о приматах, однако учёные твёрдо стояли на своём и утверждали, что примирение у животных невозможно. Это противоречило их взглядам, ведь зоопсихология [тогда] полностью исключала из рассмотрения эмоции, социальные отношения и вообще всё, что делает животных интересными. Я попытался переубедить их, пригласив в зоопарк, где работал; там они могли бы увидеть своими глазами, что делают шимпанзе после драки. Однако на это предложение последовал поразительный ответ: «Какой смысл смотреть на реальных животных? Нам проще оставаться объективными без этого постороннего влияния».

Франс де Ваал. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов. М.: Альпина Нон-Фикшн, 2014. С.145-146.

3. Впервые напрямую исследовали[2] возможность эмпатии между человеком и бонобо (насколько между ними возможно эмоциональное заражение - копирование эмоций боли, радости, горя и пр., отражённых в соответствующих лицевых гримасах?). Если крысы сопереживают "только своим"[3], то бонобо - всяким, независимо от родства и знакомства, как люди. У людей реакция не отличалась качественно, но была сильней чем бонобо, поскольку включает автокаталитический компонент, "подстёгивающий" её. Но важно, что тесные социальные связи между индивидами для распространения эмоций важнее, чем их накал каждого отдельного индивида. Т.е. наша эмоциональная жизнь, как и у бонобо - это функция социальной структуры группировки, а не персональных качеств входящих в её индивидов. Особенно учитывая, что эмоции полученные в коллективе, сильней индивидуальных.

4. Близко к половому отбору, но не то…

Розовые крачки Sterna dougallii показывают пример признака, потенциально пригодного половому отбору, однако же неиспользуемого. Рулевые перья самцов и самок удлинены так, что на них обращаешь внимание, и у самок несколько больше, чем у самцов. На 2515 крачках с острова Птичий, Массачусетс, США (745 – с известным полом) показано, что длина хвоста положительно коррелирует с предсказанной успешностью размножения, а также с датой откладки яиц, массой тела и возрастом птиц, т.е. теоретически это сигнал «качества» самца. Удлинение в среднем хвоста с возрастом складывается из его роста у молодых и лучшего выживания более длиннохвостых у старших птиц. Пары образуются в среднем на 1.73 года, т.е. не на 1 сезон, и подбираются по сходной длине хвоста, однако это может быть следствие подбора по возрасту. Самки в популяции преобладают, и самцы игнорируют самок со слишком короткими хвостами, и наоборот. Иными словами, длина хвоста здесь – объективный признак «качества», и скорей не самца, а самки, или обеих полов, важный для устойчивости пары. Однако он так и не превратился в сигнал для полового отбора.

5. Интеллектуальная работа нравится шимпанзе сама по себе [оригинал]

Шимпанзе в процессе решения головоломки-лабиринта. (Фото Zoological Society of London.)

6. Самцы полигамных видов павианов таки заботятся о потомстве [оригинал]. И важной частью заботы является возможность защиты малышей когда матери нет рядом или когда появляется опасная для них другая обезьяна, особенно самец. Тут они прямо устремляются к родителю.

7. Об эволюционном происхождении дружбы
Сифарт и Чини - это те, кто открыл дифференциальную систему сигнализации об опасности у верветок, а последние годы исследует социальные связи у бабуинов, показав что эти связи для особей - реальность, учитываемая ими в их действиях относительно друг друга и внешних объектов. Интересный момент состоит в том, что у высших приматов дружба "не различает пола" - если соответствующие связи "не предназначены" только для самцов или только для самок (как дружба самок у летучих мышей), то самцы и самки дружат на равных. Однополовых групп внутри которых сосредоточена дружба как у маленьких детей, младших школьников и пр., у обезьян нет, это человеческое изобретение

8. У детёнышей газели Томпсона отмечено 2 альтернативных стратегии защиты от поимки гепардами, затаивание и припадание к земле. Оно занимает от 75% актов оборонительного поведения в 1-2недельном возрасте и 45% в 5-8недельном. До 2 месяцев способность детёнышей убегать от гепарда мала и почти не меняется, но резко возрастает в 2 месяца, когда созревает соответствующее поведение. Реакция затаивания (и резкого припадания убегающих газелек к земле) вполне эффективна: гепарды поймали 50% затаившихся молодых и 77% убегающих. Вероятность поимки снижается при увеличении расстояния между детёнышем и гепардом.

Возникает вопрос, почему детёныши практикуют опасное поведение, так что в районе 2 месяцев возникает пик гибели о гепардов? По всей видимости, это связано с необходимостью большей физической активности, нужной для созревания детёнышей. Однако часть из них постоянно слушает тревожные крики матери, и при появлении опасности успевает припасть к земле. У других, убегающих, коммуникативный контакт хуже или мать слабей отслеживает обстановку, они менее внимательны к сигналам, больше полагаются «на собственные силы» и, соответственно, больше рискуют. Фактически это те же стратегии «решать стрессирующую тебя проблему с опосредованием сигналами и через использование сигнальной информации» и «решать проблему прямыми действиями в отношении источника проблемы», как в случае альтернативного поведения территориальных самцов певчего воробья Melospiza melodia в отношении захватчиков.

9. У дятлов, как известно длинный язык, и кончик его напоминает гарпун, поскольку вытянут в ороговелое остриё, ниже которого находятся более или менее частые зубцы, обращённые назад. Это орудие служит для извлечения личинок из хода, после того как дятел до них додолбится. Раньше думали, что он и правда, как гарпунёр, пронзает крупный кормовой объект, а зубцы не дают ему уйти; мелкие же объекты задерживаются «бородой» частых зубцов, тем более что они покрыты клейкой слюной, особенно обильной у муравьядных видов. Однако исследования на гваделупском дятле (Melanerpes herminieri) показали, что жертва сперва приклеивается слюной к роговому кончику, вытягивается из хода. При этом язык волнообразно изгибается, чтобы «волнами» жертва передвигалась назад, а соскочить ей как раз не дают зубчики.

10. Молекулярная основа настоящей блондинистости (у европейцев). [Оригинал]

11. Оказывается, помошничество[4] часто встречается у сокола-сапсана, где его раньше вроде не находили. Исследования в течение 15 сезонов в горах восточной Франции выявили 26 пар, у гнезд которых держалось ещё по одной птице того же вида. Чаще всего это была годовалая самка. В 11 случаев они активно участвовали в выкармливании птенцов, вследствие чего гнездование таких пар было сильно успешней. Обычные пары в среднем выращивали 2.22 слётка, пары из самца и двух самок – 3.18.

Monneret René-Jean, 1983. Laide á l’élevage chez le Faucon pélerin// Alauda. 1983. Vol.51. №4. P.241-250.

12. Год переоткрытых видов

13. Ещё пример альтернативных стратегий, сосуществующих внутри популяции [оригинал]. Одни самцы певчего воробья проявляют территориальную агрессию в основном в ритуализированной форме - вступают в песенные дуэли, что позволяет выявить победителя и проигравшего без открытой агрессии. Другие же молчат и, подпуская захватчика ближе, сразу переходят к нападению. Альтернатива состоит в выборе между «опосредовать агрессивные действия демонстрациями» и вкладываться в поддержание коммуникативной сети группировки – общего ресурса, информацией от которого пользуются все[5]» vs «сэкономить», но и не разделить с другими вложившимися выигрыш, следующий из использования этого общего ресурса.

14. Почему скорпионовые хомячки не боятся скорпионов? [оригинал]

Оказывается, скорпионий яд по-разному действовал на разные каналы для ионов натрия в болевых нейронах. Существует два типа таких каналов: один обеспечивает инициацию болевого ощущения, второй — его распространение. Яд скорпиона, как выяснилось, возбуждал инициирующие белковые каналы, но подавлял те, которые отвечали за распространение сигнала. В результате после яда ни один болевой сигнал просто не доходил до мозга.

15. Бородин П.М. Кошки и гены: Генетика для владельцев кошек.

16. Первый пример, когда врановые действуют прутиком не для добычи корма (что обычно для новокаледонской галки), а как оружием.

26/IV 2004 г. в Аризоне, США на кормущке голубая сойка Cyanocitta stelleri повздорила с американской вороной Corvus brachyrhynchos. Прогнать она её не могла, ибо меньше и крупнее. После нескольких неудачных попыток отгона сойка улетела в куст, энергично действовала, стараясь отломить прут. Отломав, взяла ветку в клюв и ткнула ворону. Сойка напугалась и прут бросила; ворона подобрала и кинулась вслед за сойкой.

17. Симбиоз

Общественный ткачик (Philetarius socius) привлекает ос Belonogaster lateritia, чтобы его мегагнёзда были неуязвимы для хищников. По данным наблюдений в саваннах центральной Намибии в 2003-2005 гг., ос иные гнёзда размещались только на жилых гнездах ткачей.

18. В продолжение темы «инстинктивное vs выученное»

Ещё один пример, что один и тот же паттерн поведения у одних видов может быть инстинктивным (и, соответственно, врождённым), у другого же, очень близкого - полностью выучиваемым. Alice Exnerová et al. (2006) исследовали, как разные европейские виды синиц (лазоревка Parus caeruleus, большая P.major, хохлатая P.cristatus и московка P.ater) избегают невкусных и ядовитых жертв с предостерегающей окраской. Для этого использовали число клевков подопытных птиц, доставшихся красным или чёрным особям клопа-солдатика Pyrrhocoris apterus в сравнении с ними же, но крашенным в бурый цвет, без предостерегающей окраски. Большинство птиц из природы избегало первых и клевало вторых; исключением были московки. Дальше смотрели реакции "наивных" птиц, выращенных в неволе и клопов этих не видевших. "Наивные" лазоревки и московки реагировали также как и в природе, т.е. у них избегание апосемантически окрашенных жертв было врождённым, но "наивные" большаки с гренадёрками - нет.

19. Первый опыт получения трансгенных птиц

20. Хозяин тройной «симбиотической матрёшки» пользуется чужим генами [оригинал]

Виноградный мучнистый червец Planococcus citri управляет бактериями-симбионтами с помощью генов, доставшихся от других бактерий.

Читать далее









[1]Barber B., 1961. Resistance by scientists to scientific discovery// Science. Viol.134. P.596-602.

[3]Здесь исследовали готовность крыс помочь другой особи освободиться, исходя из эмпатии к попавшей в ловушку. Они помогают и незнакомцам, но лишь если имели с ними до этого социальные взаимодействия, завершившиеся позитивно. Т.е. здесь объект помощи – некий, а не всякий, в отличие от антропоидов и нас, грешных [оригинал].

[4]участие третьих особей в выкармливании потомства размножающейся пары, часто вместе с участием в охране территории, окрикивании хищника и пр. «Помощники» в принципе половозрелые (хотя часто моложе, чем размножающаяся пара); они сами не размножаются, но «ждут вакансий» - либо освободившихся территорий по соседству, куда они могут переселиться и образовать пару после занятия, или выбытия кого-то из членов размножающейся пары, этой или других. Такое встречается у многих видов, и называется коммунальным гнездованием, поскольку размножающихся пар может быть несколько, а помощников – много, иногда это вообще могут быть не пары, а полигинно-полиандрическая система промискуитета, как у желудёвого дятла, альпийской завирушки, лесной завирушки и, видимо, у многих других завирушек.

[5]что рискованно и затратно для особи, ибо вкладываться придутся всё время, независимо от выгодности/невыгодности для тебя

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)